Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Арктика для людей

АНАЛИТИКА 13.04.2016 в 04:05

Эксперты уверяют, что в недалеком будущем Русская Арктика вполне может составить конкуренцию популярным курортам. Конечно, любители пляжного отдыха едва ли согласятся поменять побережье Черного моря на берег Северного Ледовитого океана. Но те, кто предпочитает в отпуске познавательное времяпровождение, наверняка смогут выбрать туристический маршрут на свой вкус и бюджет. У этого региона, уверены в Ростуризме, есть все предпосылки для того, чтобы стать одним из крупнейших в стране туристических центров — уникальные ландшафты и природные парки, памятники русского зодчества и экологически чистые продукты.

Инициатива «снизу» приветствуется

Чаще всего на север люди едут за экзотикой и приключениями. Это обстоятельство на руку местной туриндустрии. «Нужны просто гостиница, ресторан, ну и, конечно, дороги», — перечислил условия для развития туристической отрасли в этом регионе заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев. С развитием туристической инфраструктуры в регионе дело обстоит неплохо. Каждый приехавший в Вологду или Архангельск приятно удивится, узнав, что сутки проживания в стандартном одноместном номере отеля стоят всего 700 рублей. А вот состояние дорог в Мурманской, Архангельской областях и Республике Коми гораздо хуже, чем в других российских регионах. Здесь каждый водитель — герой, а путешественникам надо быть готовыми, что небольшое по континентальным меркам расстояние они будут преодолевать полдня. «По грунтовой дороге в центре России 200 километров можно проехать за два часа, у нас же это займет 4–5 часов», — констатирует Виктор Канашев, председатель правления Архангельской региональной туристской ассоциации (АРТА). В Пинежье и других районах есть природные парки и населенные пункты, добраться до которых можно только зимой и летом. В весеннюю и осеннюю распутицу они отрезаны от Большой земли, что существенно укорачивает и без того короткий туристический сезон. Кроме того, развитию туризма, по мнению Виктора Канашева, мешает дороговизна, в первую очередь это расходы на транспорт. Стоимость одного билета в купейном вагоне поезда Москва–Архангельск — около 3,5 тыс. рублей плюс дополнительные расходы в виде авиаперелетов на Соловки или в отдаленные районы Онежья и Пинежья, где находятся многие известные заповедники и памятники культуры.

В общем, пока отпуск на севере дешевым не назовешь. «Однако здесь есть огромное разнообразие видов туризма, — обращает внимание Александр Фролов, заведующий кафедрой туризма и культурного наследия Российского нового университета (РосНОУ). — В мире сейчас насчитывается около 100 его разновидностей, и многие из них представлены как раз в континентальной и островной части Русской Арктики». А еще этот регион — прекрасный пример того, как отрасль развивается благодаря инициативе «снизу». Не дожидаясь, пока федеральные и региональные власти построят дороги и как-то решат вопросы с транспортным сообщением, местные предприниматели организуют туристический бизнес исходя из «того, что выросло» — возможностей конкретной области или населенного пункта.

Круизы на ледоколе и колесном пароходе

Дорог на севере нет, зато есть самое протяженное в мире арктическое побережье. Поморье недаром называют колыбелью Российского флота: именно в этих краях был основан первый морской порт страны и спущен на воду первый корабль. Одно из самых перспективных направлений местной туристической отрасли — морские круизы. Туристам предлагают несколько видов маршрутов: круизы на архипелаги и острова Северного Ледовитого океана или путешествие по Северному морскому пути с заходом на Северный полюс. В течение 12–14 дней, пока длится круиз, туристы любуются первозданной красотой Арктики: ледниками, айсбергами, птичьими базарами, лежбищами моржей и сивучей. На архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, где находится самый северный и молодой в стране национальный парк «Русская Арктика», сохранились исторические объекты, связанные с освоением Арктики, и стоянки исследователей. Правда, увидеть воочию всю эту красоту могут только очень состоятельные граждане. Цена за арктический круиз на ледоколе или экспедиционном судне — от 300 тыс. до 750 тыс. рублей. Неудивительно, что почти все пассажиры — иностранцы. По данным администрации парка «Русская Арктика», среднестатистический портрет туриста, путешествующего в Арктику морем, — житель Китая в возрастной категории от 50 до 70 лет. Из 1225 представителей 41 национальности, посетивших территорию заповедника летом прошлого года, только 45 человек (6%) имели российские паспорта. Но, несмотря на кризис и дороговизну, арктические путешествия с каждым годом набирают популярность. В 2014 году посетителей в «Русской Арктике» было в два раза меньше, чем в 2015-м. В Ростуризме прогнозируют, что после завершения реконструкции порта в Мурманске город станет центром арктического туризма. Однако это едва ли приведет к удешевлению круизов по Северному Ледовитому океану. Скорее наоборот — раскрученные бренды обычно стоят дороже.

Путешественникам, которые не располагают столь внушительным бюджетом, стоит обратить внимание на речные круизы из Архангельска по Северной Двине. Такой вояж обойдется в 15–30 тыс. рублей в зависимости от протяженности и сложности маршрута. А посмотреть в континентальной части Русского Севера есть на что: село Холмогоры, где родился Михаил Ломоносов, Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь и другие памятники истории и архитектуры. Кроме того, по Северной Двине ходит единственный в России колесный пароход «Н.В. Гоголь»: отстроенный на Сормовских верфях 105 лет назад, недавно он был отреставрирован и в летнее время регулярно совершает двух- и четырехдневные прогулочные рейсы.

На джипах, снегоходах и велосипедах

Еще одно новое, но уже пользующееся большим спросом направление — экстремальные туры. Из Воркуты на вертолете или моторных лодках туристов забрасывают в труднодоступные места, например горы Полярного Урала, откуда они по рекам сплавляются к побережью Северного Ледовитого океана. На маршруте их ждет немало интересного: прохождение через арктические каньоны и пороги, посещение водопадов и других природных объектов. Трансфер, безопасность и прокат катамаранов, каноэ и прочих транспортных средств берут на себя опытные гиды-инструкторы. Стоит такой пяти- и десятидневный поход недорого — от 11 тыс. рублей. Но для того чтобы отправиться по сложному маршруту, от туриста требуются выносливость, хорошая физическая подготовка и дорогостоящая страховка. Арктическая охота — тоже удовольствие не из дешевых. На цену, которая доходит до 100 тыс. рублей за тур, влияет все та же транспортная недоступность: чтобы доставить охотников в тундру, приходится задействовать малую авиацию. В последние годы разрабатываются новые маршруты по Онежскому Поморью и Пинежью: на джипах, снегоходах, даже велосипедах. Но по сравнению с другими предложениями на туристическом рынке доля экстремальных слишком мала. «Несмотря на устойчивый интерес к таким турам, они не могут стать массовым видом туризма, который решит проблему региона», — резюмирует Виктор Канашев.

За парным молоком и таежными грибами

Большинство северных туроператоров делают ставку на агротуризм — гораздо менее затратный и быстроокупаемый. Смысл его в том, что сельские жители из Мурманской и Архангельской областей летом принимают постояльцев из Москвы и других мегаполисов. Горожане живут в деревянных избах, пьют парное молоко, питаются экологически чистыми продуктами, ходят по грибы и ягоды. Еще один популярный в этом сегменте вид — гастрономические туры, во время которых туристы знакомятся с местной кухней. Накануне каждого сезона местные туроператоры придумывают все новые и новые концепции отдыха. В одном из районов Архангельской области запустили туристический маршрут для бабушек с внуками, во время которого туристы посещают зооферму и учатся делать поделки из бересты.

Наверняка и взрослым, и детям будет интересно побывать в настоящем ненецком чуме, отведать национальные блюда и напитки и увидеть, как творят заклинания северные шаманы. По данным Архангельской региональной туристской ассоциации, мини-туры в стойбища нен­цев — одни из самых популярных в регионе. Не исключено, что в новом сезоне местные туроператоры разработают и другие интересные маршруты. И уж точно они не намерены поднимать цены на свои услуги. «Мы в ассоциации постоянно собираемся, приглашаем маркетологов, чтобы те объяснили коллегам, что повышение цены, кроме вреда, ничего не даст, — говорит Виктор Канашев. — В короткой перспективе, может, что-то и получишь, но если мы хотим развивать туризм в регионе, то должны рассчитывать на долгосрочную стратегию».

«Арктика может стать альтернативой даже самым популярным у россиян Турции и Египту, — уверен Александр Фролов. — Тем более что в континентальной ее части летом можно загорать и купаться. Государству нужно пропагандировать многогранный комплексный характер арктического туризма и вкладывать средства в развитие инфраструктуры. Потенциал этого региона огромен, а используется он пока на 5%. Хотя любому новичку туристического рынка понятно — рубль, вложенный в эту отрасль, дает сто рублей прибыли».

СПРАВКА

2 мая 2014 года президент России подписал указ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». В соответствии с указом российская часть Арктики включает в себя:

• Мурманскую область;
• Ненецкий автономный округ;
• Чукотский автономный округ;
• Ямало-Ненецкий автономный округ;
• Муниципальное образование городского округа «Воркута» (Республика Коми);
• Территории Аллаиховского улуса, Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса, Булунского улуса, Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (Республика Саха (Якутия);
• Территории городского округа города Норильска, Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района, Туруханского района (Красноярский край);
• Территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область);
• Земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, некоторые улусы Якутии. Эти географические объекты были объявлены территорией Советского Союза постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

Светлана Макарова

izvestia.ru

Оценка: 1.0 / 1
151 просмотр
Яндекс.Метрика