Россия вплотную занялась стратегическими интересами в Арктике – теперь, кроме уже имеющегося ледокольного флота, рассматривается возможность введения в строй боевых атомных ледоколов. История арктического флота России началась в конце 19 века, когда со стапелей английской фирмы сошел первый "Ермак" мощностью 10 тыс. лошадиных сил. В Советском Союзе количество таких судов увеличилось, да и строились они на своей территории, появились первые атомные ледоколы, как, например, "Ленин". На сегодняшний день последним таким судном стал спущенный в Петербурге на воду крупнейший в мире ледокол "Арктика".
В то же время, США располагает более чем скромным ледокольным флотом – четыре корабля. Чуть больше у Канады - шесть ледоколов. Скандинавские страны тоже не могут похвастаться крупными ледокольными флотами - у Финляндии судов такого класса - 7, у Швеции - 5, в Норвегии ледокол всего один. У нас судов больше, но стоит помнить о том, что все они устаревают, а ведь арктическая зона – это стратегически важный для нашей страны регион. Так как запасы зоны России оцениваются в 258 млрд тонн условного топлива — 60% всех углеводородов страны.
Наше радикальное преимущество перед другими странами в освоении Арктики в том, что кроме России атомный ледокольный флот не имеет ни одна страна в мире. Россия неоднократно заявляла о приоритетах в освоении Арктики, и наличие атомного арктического флота – явное тому доказательство. Без развития атомного ледокольного флота освоение северных широт невозможно. Более того, без обеспечения безопасности в регионе освоение становится еще и опасным.
Так, кроме защиты экономических интересов страны по транспортировке природных ресурсов, добываемых на севере, транзита грузов из Европы в Азию и обратно, отмечается, что в регионе могут быть размещены американские корабли с крылатыми ракетами большой дальности. Теперь в Министерстве обороны рассматривают возможность построить первые боевые ледоколы.
Военные суда могут быть созданы на базе новейшего проекта ЛК-110Я "Лидер" – это корабль мощностью 110 МВт, с ядерной силовой установкой, оснащаемого двумя новейшими реакторами РИТМ-400. Это дает кораблю огромную эффективность прохождения через толщи льда. Ожидается, что теперь атомоходы смогут разбивать не 2 метра, как недавно спущенный ледокол "Арктика", а более 4 метров. И это обоснованная мера, уверен военный эксперт, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин:
"Особенность этих ледоколов будет в том, что эффективность и возможность прохождения льдов будет значительно усилена за счет доработок. То есть если раньше проходимость предполагалась при толщине 2 метра, то у нового военного судна будет как минимум 4 метра. Это цифры не абсолютные, но чтобы было понятно – умножайте все на два. Более того, сейчас мир, и мы вместе с ним, продвигаемся к созданию реактора холодного синтеза, то есть это, грубо говоря, реактор, который помещается в дипломате, а его мощность, условно, равна мощности ДнепроГЭС. Мы тоже работаем в этом направлении, совершенствуем в том числе и реакторы", - рассказал эксперт.
Предполагается, что при усиленной эффективности суда смогут проводить круглогодичное морское сообщение и наблюдение, которое и возможно обеспечить только ледокольным флотом. В этом смысле опасность представляют корабли, которые находятся "по ту сторону". О возможных вооружениях наших боевых ледоколов не сообщается, но эксперты делают свои предположения. Так, председатель Союза геополитиков России Константин Сивков не исключает возможность установки "Калибров", уже зарекомендовавших себя ранее:
"Предполагаю, что корабли будут иметь систему противовоздушной обороны, безусловно, зенитно-ракетные комплексы, будет установлена артиллерия, которая будет способна наносить удары по береговым объектам, против высадки десанта. На крупных ледоколах, наверняка, будут установлены противокорабельные ракетные комплексы.
Кроме того, крупные суда включают возможность и установки комплексов большой дальности, средней дальности, установки "Калибр" – в противокорабельном варианте и в варианте удара по наземным целям. Тем более, из этого района очень удобно наносить удары. Акцент на противолодочную оборону будет, скорее, вторичным. Не исключаю также, что будут ледокольные корабли легких классов с легким вооружением, комплексами самообороны".
Возникает логичный вопрос – почему на действующие суда нельзя поставить вооружение? Объяснений несколько: во-первых, современный ледокол - это автономный многофункциональный комплекс, решающий большое количество задач - осуществлять проводку кораблей, пробивая лед, выполнять вспомогательные спасательные функции, инженерные работы, доставку грузов. Поэтому на некоторых судах места уже просто нет. Во-вторых, сейчас приходится все делать "по два раза" – проекты не предусматривают мобилизационных возможностей, как было в СССР. Тогда еще при проектировании судов на них планировалась установка вооружения - три 130-мм и четыре 76-мм орудия, а также пулеметы. Но в наше время этих орудий для обороны просто недостаточно.
"В СССР была немного другая система – тогда страна не зависела от ростовщиков и других капиталистических идей. Например, был замечательный ледокол "Ленин", и если было необходимо – на следующий день он мог стать военным. Вместе с этим папиросные фабрики начинают выпускать патроны, потому что диаметр один и тот же, все гражданские судна переоборудуются в военно-транспортные. Ведь в Советском Союзе каждый автомобиль, мотоцикл, судно и прочее имели "мобилизационную прописку". Раньше у всего было двойное назначение, а сегодня, когда всем владеют частники, иногда и зарубежные, все делается раздельно - мы вынуждены нести колоссальные расходы, заказывая что-то отдельно для Минобороны", - считает Александр Жилин.
Россияне уже раз наблюдали за "трагедией Восточного", когда важный не просто имиджевый, но стратегический проект страны покрылся паутиной скандалов, невыплат зарплат и прочего. Теперь назревает новый опять же сверхважный проект – атомные боевые ледоколы. Эксперты с осторожностью смотрят на потенциальные угрозы – так, Александр Жилин считает, что не может военно-промышленным комплексом управлять "человек с образованием журфака МГУ":
"Это какой-то абсурд. Я не исключаю, что история, как было с космодромом "Восточный", может повториться, когда мы видели этот коррупционный кошмар. Коррупция – это сейчас угроза "номер один" для России. И опасность в том, что если с ледоколами получится также, то мы опять увидим имитацию ответственности, когда найдут каких-то "козлов отпущения", а реальных наказаний не последует", - рассуждает Александр Жилин.
Но пока мы видим верные начинания, хороший старт, все возможности для реализации боевых атомных ледоколов. Россия давно борется за арктическую зону – начиная с первого ледокола – и отпускать ее не собирается. Не так давно министр иностранных дел России Сергей Лавров четко обозначил арктическую зону как один из приоритетов нашей страны:
"Если США и Канада свою часть Арктики хотят кому-то отдать, то они, конечно, взрослые люди. Но наша арктическая зона — это наша арктическая зона, и сейчас обсуждается ее расширение. Мы оформили заявку на континентальный шельф, она подана в Комиссию ООН по континентальному шельфу, она будет рассматриваться полгода-год. Заявка очень серьезная, и мы будем ее отстаивать".
Теперь мы видим планы по строительству боевых атомных ледоколов. И это не просто экономическая зона – это новый центр геополитического противостояния.
"Сейчас борьба идет за Северный морской путь, за контроль над Арктикой, у нас самый большой ледокольный флот – и в этих условиях, естественно, создание группировки боевых кораблей, способных решать задачи защиты наших интересов в Арктике, в том числе с использованием боевых судов ледокольного класса – это правильно. Реальное создание такой группировки Россия ставит впервые. И я думаю, мы в этом длительное время будем оставаться первыми", - объясняет Константин Сивков.
Эту точку зрения поддерживает и Александр Жилин:
"Готовится нешуточная схватка за Арктику. Речь идет о том, что возможна даже "горячая фаза" этой схватки, включающая боевые действия. Потому что слишком высока цена. В том регионе нас интересует не только нефть и торговые пути – мы не можем это не учитывать – но если мы упустим Арктику, вот тогда мы станем "региональной державой". Более того, США рассматривают возможность разворачивания нескольких баз в этом регионе - затем же, зачем размещают в Европе так называемую противоракетную оборону. Чтобы взять нас в кольцо. Поэтому мы работаем в Сирии, поэтому так относимся к событиям на Украине, поэтому начали борьбу за Арктику - мы не можем отсюда уйти, потому что нас тогда просто сомнут".