Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
uCoz Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

ЧФ зачищает "следы" американского "Следопыта"

АНАЛИТИКА 04.08.2016 в 03:05

У берегов Крыма российские военные моряки проводят загадочную спецоперацию

Наращивание мощи российского Черноморского флота не имеет смысла, пока на прибрежном дне остаются специальные технические средства слежения, десять лет назад выставленные американской экспедицией Роберта Балларда — профессора океанологии и бывшего начальника одного из управлений ВМС США.

Человек, который нашел «Титаник» — так называют Роберта Дуэйна Балларда. В 1985 году на огромной глубине в Атлантическом океане он первым обнаружил обломки знаменитого лайнера. Следом были сенсационные погружения к затонувшим в годы Второй мировой войны гитлеровскому линкору «Бисмарк» и авианосцу ВМС США «Йорктаун».

Кадровый военный, Баллард уволился из ВМС после достижения предельного возраста пребывания на военной службе. И сразу появился в Киеве, чтобы на правительственном уровне договориться о совместных исследованиях в Черном море. Главной задачей экспедиции был заявлен поиск «русского Титаника» — санитарного теплохода «Армения», на борту которого в ноябре 1941 года погибли до 10 тысяч человек, эвакуированных из осажденного Севастополя.

В августе 2005 года во время поездки в севастопольский Херсонес президент Виктор Ющенко лично одобрил предложение американской стороны. Узнав, что требуемое разрешение получено, директор Института океанографии и океанологии США Роберт Баллард немедленно остановил поиски Атлантиды у греческого острова Санторин и отправился к берегам Крыма на своем научно-исследовательском судне Endeavor, оборудованном современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами.

Только по официальным данным, экспедиция обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов. Не секрет, что Институт океанографии выполняет заказы военно-морского ведомства Соединенных Штатов. Неужто миллионы долларов этой секретной «конторой» потрачены только на поиски «Армении»? А если — не только, чем же в действительности так заинтересовались гости из-за океана?

Роковой груз Лаврентия Берии

Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории. Многие уверены — на «Титанике» погибло в пять раз меньше.

Вечером 6 ноября 1941 года санитарный теплоход вышел Севастопольской бухты. На борту находились несколько тысяч раненых, семьи партработников и флотского комсостава. Кроме того, на судно был погружен персонал главного госпиталя Черноморского флота и еще двух десятков других военных и гражданских госпиталей. Лучшие врачи и медсестры вместе с оборудованием и медикаментами. До сих пор непонятно, зачем вывозили медиков? Они могли спасти тысячи солдатских жизней, ведь героическая 250-дневная оборона Севастополя только начиналась.

В последний рейс вел свой экипаж капитан Владимир Яковлевич Плаушевский. Темной осенней ночью переход к Кавказскому побережью мог пройти в относительной безопасности. Германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по целям в море. Потому безумно дорога была каждая минута темноты. По пути требовалось зайти в Ялту, чтобы забрать часть партийного руководства Крыма и эвакуированных из пионерлагеря «Артек».

Однако уже на выходе из Севастополя капитан получил еще одну секретную радиограмму. Существует версия, что радиограмма была подписана наркомом внутренних дел СССР Лаврентием Берией. Приказывалось той же ночью, до захода в Ялту, встать на рейд Балаклавы.

Не выполнить такой приказ невозможно. Балаклавскую гавань оцепили подразделения НКВД. Медицинское судно задержали на три часа, пока шла погрузка какого-то большого и ценного груза. Ящики в трюм заносили сами чекисты. Что было в ящиках, сегодня не знает никто. Золото, драгоценности царской семьи, античные сокровища, архивные документы, образцы нового оружия? Ответа нет.

«Хейнкель» нашел цель

Из-за непредвиденной задержки в порт Ялта «Армения» прибыла только 7 ноября в 02.00. Времени до рассвета практически не оставалось. Погрузка затянулась до утра. В панике пассажиры забивались на самые нижние палубы. Люди стояли, плотно прижавшись друг к другу, от капитанского мостика до машинного отделения. На палубе — вообще стеной.


Endeavor-«Стремящийся», исследовательское судно Балларда. (Фото: предоставлено автором)

Забитый до отказа теплоход вышел в море в 8.00. Дневной переход казался самоубийственным, но иного варианта у капитана Плаушевского попросту не было. Немцы уже ворвались в соседний Гурзуф. Через несколько часов наступающие германские части появились в окрестности Ялты. То есть, вражеская полевая артиллерия могла расстрелять «Армению» прямо в гавани. Зато в море оставался хоть какой-то шанс уклоняться от воздушных атак.

Через три часа транспорт засекла пара немецких «Хейнкель-111». Перегруженное судно не смогло вовремя выполнить противоторпедный зигзаг. Однако, по сообщению очевидцев, две торпеды первого «Хейнкеля» прошли мимо и взорвались в скалах мыса Айя. Это очень важная подробность. Второй самолет зашел со стороны берега. Его торпеда попала в носовой отсек, «Армения» затонула за считанные минуты. Спасти удалось только восьмерых.

По мнению германской стороны, с точки зрения международного права это была «законная» военная цель. Мол, не смотря на отличительные знаки санитарного судна, транспорт имел четыре зенитные пушки. Его сопровождали два боевых катера. Кроме раненых и беженцев, на борту находились военнослужащие.

Крестный путь «Армении»

Десять тысяч человек — цифра погибших на одном судне кажется невероятной. Но еще удивительнее факт, что в наши дни мало кто знает об этой одной из самых чудовищных морских катастроф в истории минувшей войны. Попыток поднять судно или его груз в советское время не производилось. Видимо, власти СССР решили, что моральные издержки от разглашения тайны обойдутся куда дороже, чем стоимость ценностей.

Считается, что теплоход затонул на траверзе ялтинского мыса Аю-Даг или в районе Ай-Тодорского маяка. Ровно десять лет назад украинские исследователи совершали погружение на глубоководном обитаемом аппарате «Лангуст». Работали на глубинах от 465 до 540 метров, обследовав очень сложный рельеф ялтинского разлома. Там подводные каньоны и глубокие отвесные стены-пропасти. Украинцы не смогли обнаружить «Армению». Есть серьезное опасение, что судно могло соскользнуть по подводному склону на глубину до 1500 метров.

А теперь вспомним показания свидетелей катастрофы — о взрывах торпед на камнях мыса Айя. Это невозможно, если предполагать, что «Армения» двигалась на восток, к Новороссийску и Туапсе. Потому что мысы Сарыч и Айя расположены в прямо противоположном — западном направлении, на пути из Ялты в Севастополь. То есть, санитарный транспорт вдруг развернулся и пошел обратно. Зачем?

Еще одна загадка, у которой нет ответа. Из предположений — в самый последний момент командование Черноморского флота получило директиву Ставки о мерах по усилению обороны Крыма и решило вернуть на главную базу медицинский персонал госпиталей. В любом случае, такой вариант резко расширят ареал поиска. Вплоть до севастопольской зоны.

Подписав пятилетний договор о сотрудничестве и имея разрешение президента Украины, к работе приступил Роберт Баллард. Американец безвозмездно предложил использовать для поиска собственный исследовательский корабль Endeavor-«Стремящийся», оборудованный суперсовременной аппаратурой. Причем, сам взялся обследовать всю глубоководную часть шельфа у берегов Крымского полуострова.

Американский «Следопыт» искал иное?

Исследования проводилось путем сканирования глубин вплоть до почти двух тыс. метров. По сути, штатовские «партнеры» тщательно прощупали Чёрное море от севастопольского мыса Херсонес до мыса Меганом. Это юго-восточное побережье между Феодосией и Судаком.

Для организации содействия деятельности Балларда президент Ющенко дал соответствующие поручения украинскому правительству, ВМСУ и Национальной академии наук. При Институте археологии создали специальное предприятие — Департамент подводного наследия. Непосредственно поиском должны были заняться спецы научно-исследовательского центра «Государственный океанариум Вооруженных Сил Украины» под руководством капитана I ранга Валерия Кулагина.

Однако как-то само собой получилось, что украинские офицеры были отстранены от основного массива полученных американцами данных. Публике сообщали о найденных под водой остатках византийского судна IX—X вв.еков с грузом 200 амфор. Показывали неясные снимки металлических конструкций якобы броненосца Российской империи «Екатерина II» и эсминца «Дзержинский», который затонул в 1942 году. Рапортовали о паспортизация пассажирского парохода «Ленин», погибшего в самом начале войны при эвакуации гражданского населения из Одессы. Хотя дайверы еще раньше облазили вдоль и поперек этот пароход, лежащий на 90-метровой глубине.


Океанографическое судно Pathfinder-«Следопыт», принадлежащее Центру морских перевозок ВМС США (Фото: предоставлено автором)

Все казалось очень интересным. Увы, единственная проблема — американцы заявили, что «Армению» тогда так и не нашли. Зато получили отличную возможность делать на крымском дне все, что хотят.

В 2008 году к поискам подключилось океанографическое судно Pathfinder («Следопыт»), принадлежащее Центру морских перевозок ВМС США. Так в сугубо черноморское дело непосредственно «вошли» военные Соединенных Штатов.

Трудно было поверить в чисто научный интерес «Следопыта». Некоторые крымские СМИ обвиняли Pathfinder в шпионской деятельности. Высказывались предположения о проведении геологической разведки шельфа Чёрного моря на предмет полезных ископаемых. И в шпионской установке на подводные кабельные линии связи Черноморского флота РФ специальных средств прослушивания.

Задаваясь вопросом: «Зачем американскому кораблю искать „Армению“, если её нашли ещё в 2005 году?», журналисты ссылались на исследования, ещё в 2005 году проведённые подводниками частной компании «Ситалл» при помощи комплекса «Поиск».

Стационарный геоголографический комплекс «Поиск» и активная сперхчастотная аппаратура позволила обнаружить в районе площадью 100 квадратных километров три затопленных судна. Результаты дистанционного идентификации доказывали, что в этом месте на глубине 520 метров находится торпедированная «Армения». Лежит под слоем 6−7 метров придонного ила, на расстоянии 250 метров от предполагавшейся точки гибели.

И главное — согласно отчету, на борту санитарного теплохода под верхней палубой в районе надстройки дистанционно обнаружены признаки нахождения значительного количества изделий из драгметаллов (серебро, золото, платина).

— Получив этот отчёт, вышли в море, — рассказывал экс-директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. — В обозначенную точку погрузился подводный аппарат «Лангуст», но ничего не нашёл.

Директор фирмы «Ситалл» Геннадий Рубцов имеет на этот счёт иное мнение:

— Нам ответили, что в указанном районе судно не обнаружено. Что неудивительно, ведь у них нет аппаратуры, позволяющей обнаружить объект под слоем морского ила. Зато на американском «Следопыте» такая аппаратура есть. Но почему-то не проверяют результаты наших поисков, а ищут в совершенно других местах. Что наводит на грустные размышления: на самом ли деле хотят найти «Армению» или, быть может, заняты поиском совсем иного?

Кто слышит «Черную дыру»

Новые времена принципиально меняют российский Черноморский флот. «Непотопляемый авианосец Крым» закрыл южное подбрюшье страны. «ЧФ был и остается важнейшим фактором обеспечения безопасности на юго-западном стратегическом направлении», — сказал командующий Южным военным округом Александр Дворников, принимая парад-2016 в Севастопольской бухте.

Как ржавая гайка булькнул за борт прежний украинский запрет обновлять корабельный состав. До 2020 года в Севастополь должны поступить 50 новых кораблей и судов обеспечения, обещает главком ВМФ России адмирал Владимир Королев. Практически — эскадра.

Хитом только что отгремевшего Дня ВМФ в Севастополе стали новейшие корабли, вооруженные знаменитыми крылатыми ракетами «Калибр». На рейде выстроились фрегат «Адмирал Григорович», подводные лодки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону», малые ракетные корабли (МРК) «Серпухов» и «Зеленый Дол».

Надводные силы вскоре пополнятся еще двумя фрегатами проекта 11356, оборудованными ударным комплексом «Калибр-НК» и зенитным «Штиль». Кроме «Адмирала Григоровича», осенью придет второй корабль того же проекта — «Адмирал Эссен». Он закончил все необходимые испытания и готовится к переходу с Балтики. «До конца года мы ждем в Севастополе и третий корабль «адмиральской» серии — «Адмирал Макаров», — сообщает журналистам командующий ЧФ РФ адмирал Александр Витко.

Особый вопрос — подводные лодки. По словам главкома Королева, в интересах Черноморского флота практически выполнена программа строительства дизель-электрических субмарин модернизированного проекта 636.3 «Варшавянка». Шесть новых черноморских лодок оснащенных «Калибрами»: «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино».

Одна из важнейших задач любой подлодки — остаться незамеченной, не выдавая себя шумом работающих винтов. Проект «Варшавянка» имеет преимущество перед большинством подводных лодок мира, отличаясь высокими показателями малошумности. Ради этого конструкторы даже пожертвовали некоторыми показателями мореходности. Двойной корпус, убирающиеся рули, амортизирующие платформы для двигателей, а также специальные внешние гидроакустические покрытия обеспечивают максимально возможную звукоизоляцию и затрудняют обнаружение противником. В режиме движения на электромоторах лодка становится практически неслышимой и способна «подкрасться» к противнику почти вплотную. В странах НАТО наша лодка получила прозвище «Черная дыра» за свою акустическую «невидимость».

А теперь представим, что по всему южному периметру Крымского полуострова, от Севастополя до Феодосии, действительно стоят подводные датчики слежения, вполне возможно установленные экспедицией Роберта Балларда. Десять лет назад они просто «слушали» кабели связи Черноморского флота. Сегодня способны отследить любое передвижение российских кораблей и субмарин.

Быстрое обнаружение лишает подводников главного тактического преимущества — скрытности. Многие в Крыму убеждены, что никакая бесшумность не поможет российским подлодкам, пока у таврических берегов остается «след Балларда». Если местонахождение субмарины известно — она гарантированно будет уничтожена. Чрезвычайно интересно, что еще оставили на нашем дне американцы?

Почему замолчала экспедиция Минобороны

Недавно о русском «Титанике» вспомнили снова. «На этот раз искать „Армению“ будут специалисты Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ», — рассказал прессе замдиректора по научной работе «Черноморского центра подводных исследований» Виктор Вахонеев.

В последнюю декаду июля в акваторию Черного моря вышла спецгруппа Черноморского флота. Ее костяк — спецы, прилетевшие из Москвы на аэродром Бельбек в Крыму военно-транспортным самолетом ВКС России. Обнародованная задача — поиск подводных лодок, кораблей и самолетов затонувших в годы Первой и Второй мировых войн. Об этом сообщил заместитель министра Дмитрий Булгаков. Работает отряд кораблей Черноморского флота, поднимает объекты со дна моря судно вспомогательного флота КИЛ-158. Генерал армии подтвердил масштабный маршрут экспедиции, которая идет в районах севастопольской Качи, Евпатории, Феодосии и в Керченском проливе.

— В соответствии с действующим международным и российским законодательством найденные экспедицией корабли и подлодки будут объявлены воинскими захоронениями, места их гибели будет нанесены на все морские карты и с этого момента все корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, будут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Отечества, — заявил замглавы военного ведомства.

Слов нет, дело святое. Но почему-то и в более «денежные» времена у военных не находилось средств на организацию хоть чего-то подобного. А тут вдруг разом финансы нашлись. Между тем, их требуется немало. Одна лишь многодневная работа КИЛ-158 стоит серьезных денег. Так только ли погибшие корабли и суда интересуют экспедицию? Или есть и еще одна цель, о которой распространяться не принято, но на которую никаких миллионов не жалко? Например, «уборка» того, чем насорил в Черном море Роберт Баллард и его люди?

Первая находка исследовательской экспедиции Минобороны — у южного входа в Керченский пролив обнаружен немецкий торпедный катер S-102. Судя по архивным записям, 8 июня 1943 года катер подорвалось на советской мине. Удалось поднять 40-мм зенитный автомат Flak 28, фрагменты корпуса катера и гребные винты. Характерная подробность — прежде все подобные вещи пополняли экспозицию музея Черноморского центра подводных исследований. На этот раз Минобороны трофеи увозит с собой.

После немецкого катера подняли штурмовик Ил-2. Самолетом управлял Герой Советского Союза Юсуп Акаев. Штурмовик был подбит 8 ноября 1943 года вражеской зениткой. Акаев посадил машину прямо на воду. Из кабины летчик выбрался, порядка пяти часов плавал в холодной воде под обстрелом немцев, пока его не подобрал советский тральщик.

Экспедиция Минобороны подтвердила, что продолжит поиски затонувшего теплохода «Армения». На этом информация о подводных работах резко прекратилась. Никаких пресс-конференций, никаких отчетов о новых находках. Результатов нет или они под грифом «строго секретно»?

Сергей Ильченко

svpressa.ru

Оценка: 4.2 / 4
1541 просмотр
Яндекс.Метрика