Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
uCoz Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Деньги для глубокой заморозки

АНАЛИТИКА 25.06.2016 в 21:45

Территории российского Крайнего Севера предложено инвестировать частному бизнесу

Лучшие в мире международные морские трассы и цветущие сады — вот что ждет уже в ближайшие годы российский Крайний Север! Жесткие погодные условия, отсутствие как таковых дорог (в привычном понимании слова) в этом краю вечной мерзлоты не станут препятствием к успешному освоению территории. Фантастика? «Реальность!», — уверены участники конференции, прошедшей на недавно завершившем Петербургском международном экономическом форуме. Проблемам освоения нашей Арктики отвели на форуме весь рабочий день — подобного не удостаивалась ни одна тема!

Собрались на конференцию специалисты из двух десятков стран мира, включая, естественно, Россию. Основной задачей для которой стало привлечение инвестиций «на Арктику». Их требуется десятки миллиардов долларов. И, конечно, не только (и даже не столько) бюджетных. «Россия рассматривает Арктику как территорию для диалога и сотрудничества, и заинтересована укреплять международное взаимодействие в этом регионе, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, — заявил Владимир Барбин, дипломат, представитель РФ в Арктическом совете. — Наш отправной пункт: только через сотрудничество можно обеспечить процветание, мир и стабильность в Арктике. Именно такой взгляд на регион формирует сегодня повестку дня действий России на арктическом направлении».

Хорошо сказано! Что интересно, не в первый раз. Разговоры о том, что «Арктику нужно развивать как можно активнее и быстрее», идут в нашей стране давно. «Арктика — новое экономическое пространство», «Арктика: настоящее и будущее», «Арктика — объект пристального внимания государства», — тематика конференций, выездных совещаний, форумов и дискуссий не меняется годами. Особенно много их было в 2008 г., с первой волной поразившего мир кризиса. Сейчас, в пору антироссийских санкций и усложнившейся геополитической ситуации, «накатила вторая волна».

Тут впору задаться вопросом: что-то уже сделано «в новом экономическом пространстве» за прошедшие между «двумя волнами» годы? Вкладывается бизнес в освоение российского Крайнего Севера?

Но сначала несколько цифр. Мировой бизнес оценивает инновационный потенциал европейской части Арктики (северные территории Финляндии, Швеции и Норвегии, а также Мурманской и Архангельской областей России) в 195 млрд евро. Больше всего приходится, по данным Торгово-промышленной палаты Лапландии, на Норвегию — 75 млрд. (норвежский континентальный шельф) и Финляндию (порядка 50 млрд.). На третьем месте в этом инвест-рейтинге с 38 млрд. — Мурманская и Архангельская области.

Самой прибыльной считается нефтегазовая отрасль. За ней идет «энергетика ветра». Правда, развивать её реально можно пока только с помощью государственных субсидий, потому у нас она еще «в зачаточном состоянии». Перспективными считаются инвестиции в туризм и биоэнергетику. В последнее все активнее Китай. Одна из его компаний планирует построить в городе Кеми (финская Лапландия) завод по производству биодизеля, который использовал бы древесную биомассу в качестве сырья. Стоимость проекта — 1 млрд евро.

Словом, мир давно очнулся от «арктической спячки». А чем порадует Россия? Её часть Крайнего Севера самая протяженная. И самая богатая: на одном только Ямале — 20% мирового запаса нефти и газа; 90% территории девственны, экологически абсолютно чисты.

— Да, арктическая зона нашей страны уникальна. В силу своего географического и стратегического положения она не нуждается в развитии всей территории, — считает Александр Цыбульский, заместитель министра экономического развития РФ. — По крайней мере, на данном этапе достаточно выделить так называемые «точки роста», которые станут своего рода драйверами, «потянув» затем за собой развитие всей основной территории.

 — Что за точки — они уже определены?

— На наш взгляд, они должны базироваться в пунктах развития транспортной артерии, то есть, Северного морского пути, где и формируется сегодня понятие «Арктической зоны РФ». Мы в министерстве предложили выделить такие опорные точки (или — зоны) по всей Арктике. Это будет территория с особым — льготным режимом ведения хозяйства. Планируем подойти к её развитию по-новому. Хотим отойти здесь от отраслевого принципа экономики в пользу территориального. Это позволит, мне кажется, объединить усилия всех отраслевых министерств. На сегодня очевидные перекосы нередко возникают из-за того, что каждый защищает свои «местечковые» интересы, заботится больше о показателях эффективности в своей отрасли, а не о развитии территории в целом.

На местах говорят о проблемах более насущных, чем неспешное плановое «развитие по-новому».

— Одна из основных проблем состоит у нас сейчас в том, что частные инвесторы избегают кооперации, хотят самостоятельно осваивать арктические просторы, — сказала Марина Ковтун, губернатор Мурманской области. — Они не видят перспектив строительства, например, угольного терминала на западном берегу Кольского залива. При том, что восточный берег уже выработал свой ресурс. Объем и перевалка угля там, в старом порту, превысила 14 млн. тонн в год и ведется практически в городской черте, на причалах, построенных ещё в середине прошлого века. Причем, открытым способом с использованием устаревшей технологии. Что, как нетрудно догадаться, отрицательно сказывается на экологии.

— На ваш взгляд, Марина Васильевна, в чем причина инертности бизнеса в данном случае — в климатических сложностях региона? В недооценке его возможностей? Может быть, в бюрократических заморочках?

— Тут все сказывается. Я уже сказала о том, что возможности восточной части Кольского залива подходят к концу. Нефтеперевалочный терминал необходимо строить на противоположном берегу. Однако инвесторы не спешат принять соответствующее решение. При том, что необходимая инфраструктура, в частности, крупный железнодорожный узел, уже строится. Строительство началось в прошлом году. Средства предусмотрены целевой федеральной программой, цена контракта составляет 41,5 млрд. рублей. На сегодня работы выполнены на сумму более 3 млрд. рублей (по плану 2016 года 4,4 млрд руб.). То есть, правительство РФ свои обязательства по данному конкретному проекту выполняет, чего нельзя сказать о бизнесе. Возможно, тому нужна дополнительная мотивация. В интересах государства создать условия, стимулирующие добывающие компании.

— Как я поняла по тем докладам, что прозвучали на конференции во время ПМЭФ-2016, строительство в Кольском заливе нефтеперевалочного комплекса общего пользования с выходом на железнодорожную сеть, поспособствует замещению вывоза из РФ сырой нефти…

- Да. Помимо прочего, это позволит решить проблемы связанные с высокой ценой доставки нефтепродуктов в Мурманскую область. Сейчас это очень дорогое удовольствие. Ежегодно для нужд нашего ЖКХ, обеспечения судов Северного флота, для заправки «сухопутных» транспортных средств к нам завозится более 2 млн. различных видов нефтепродуктов. Это влетает «в копеечку»! Уж, коль решено создавать так называемые территориальные опорные зоны развития, необходимо подумать о строительство не только грузоперевалочных терминалов, но и сопутствующей перерабатывающей инфраструктуры. Должно быть соответствующее государственное решение. И как можно скорее!

Главу другого арктического региона РФ — Республики Саха (Якутии) Егора Борисова больше беспокоит малонаселенность территории и зависимость от северного завоза, при котором продуктами, например, запасаться приходится чуть ли не на полгода вперед.

— Когда-то нам говорили, что нужно выселять людей из Якутии, именно в этом видели «эффективность», — сказал Егор Афанасьевич. — Нет, люди жили, живут и будут жить в этом сложном, но замечательном крае. Надо только внимания уделять ему больше, развивать его территорию. Арктику бояться не надо. Она имеет определенные особенности, которые при грамотной политике могли бы стать преимуществом не только для тех, кто там живет, но в целом для государства.

Все ли знают, что жители республики активно занимаются земледелием и скотоводством? В таких широтах на нашей планете нигде больше нет ничего подобного. Разве это не достижение, достойное поощрения в виде, например, инвестиций, в создании условий для ведения сельского хозяйства с учетом научных достижений, современных технологий

Территория Якутии — это почти 100% вечной мерзлоты. Многие из наших проблем без науки не решить. Недавно было принято решение об организации экспедиции в республику. Специалисты будут изучать, как я понял, возможности по созданию у нас необходимой инфраструктуры с учетом арктических особенностей. Освоение природных богатств территории, о котором так много говорят в последнее время, должны проходить в цивилизованных условиях.

— В правительстве РФ говорят о скором «новом толчке в развитии Северного морского пути».

— Мы связываем с этим большие надежды. Надеемся, благодаря данному проекту будет реконструирован судоремонтно-судостроительный завод в Жатае, чтобы начать принимать суда класса «река-море». С развитием Севморпути и открытием транспортного коридора из Китая через Якутию нашу республику, уверен, ждет экономический, а, значит, и социальный прорыв.

 — Как вам идея чиновников о создании так называемых «опорных зон роста»?

— В целом, считаю её разумной. Но пока она, как я понял, ещё в стадии утверждения. Мы не стали дожидаться тех или иных федеральных решений, и разработали свою программу развития. Строим школы, больницы, дороги — где это, конечно, возможно. То, что государство о нас помнит, разрабатывает программы, безусловно, хорошо. Но нет системы, комплексного подхода. Мы понимаем, что заниматься на Ямале такими крупными промышленными производствами, какие возводятся, скажем, в Центральной России, невозможно. Однако можно и нужно использовать то, что есть — добывать наряду с алмазами, нефтью и золотом другие полезные ископаемые, научиться проводить на месте их первичную переработку. А это — рабочие места, гарантированная зарплата, нормальные бытовые и социальные условия жизни.

К слову

На территории Арктической зоны РФ планируется реализовать более 140 проектов с суммарным объемом инвестиций в десятки миллиардов долларов, при этом большая часть инвестиций — частные. Речь идет о разработках нефтегазовых и рудных месторождений, развитии морской, железнодорожной, автодорожной и телекоммуникационной инфраструктуры, модернизации лесопромышленного комплекса, строительстве новых судов и судоремонтной базы.

На Ямале в 2017 году должны запустить завод по производству природного сжиженного газа мощностью 16,5 млн. тонн. После его ввода объем перевоза грузов по Северному морскому пути возрастет многократно, основной рынок поставок — Азия.

Людмила Николаева

svpressa.ru

Оценка: 3.0 / 2
1189 просмотров
Яндекс.Метрика