Тем самым Россия реализует свои обязательства, проистекающие из Нуукской декларации 2011 года о поиске и спасении на воде в Арктике, считает кандидат исторических наук Дмитрий Тулупов
Большая часть объектов военной инфраструктуры в Арктике имеет двойное назначение и может использоваться для содействия проведению поисково-спасательных операций. Об этом сказал Дмитрий Тулупов, кандидат исторических наук, старший преподаватель факультета международных отношений СПбГУ.
Этот тезис он планирует развить на конференции "Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития", которая пройдет 12-13 октября в Москве и будет посвящена 20-летию Арктического совета. "Большая часть российских военных объектов в Арктике имеет двойное назначение, они могут использоваться для содействия проведению поисково-спасательных операций. Тем самым Россия реализует свои обязательства, проистекающие из Нуукской декларации 2011 года о поиске и спасении на воде в Арктике", - сказал Тулупов.
По словам эксперта, "иногда только военным оказывается под силу обустроить опорную инфраструктуру в удаленных районах Восточной Арктики, где для вовлечения бизнеса в этот процесс пока недостаточно экономических стимулов".
Исправляется дисбаланс
"Воссоздание военной инфраструктуры на Новосибирских островах, аэродромной сети вдоль всего северного побережья РФ, а это 22 тысячи километров, призваны исправить дисбаланс в распределении военного потенциала РФ в Арктике, который сформировался после распада Советского Союза", - сказал Тулупов, отметив, что "сейчас ситуация начинает исправляться".
По его мнению, "суть военной политики РФ на арктическом направлении сводится к обеспечению благоприятных условий для оперативного развертывания Северного флота в акватории Северного морского пути".
Оборонительная доктрина
Эксперт отметил, что если проанализировать Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности и Морскую доктрину РФ, становится очевидно, что эти документы "указывают на исключительно оборонительный характер военных приготовлений, которые ведет Россия в Арктике".
В связи с этим он считает "популярные в СМИ и на Западе и в России рассуждения о "милитаризации" Арктики "надуманными и ангажированными". "В этих рассуждениях делается акцент лишь на некоторых количественных характеристиках военно-стратегической обстановки в регионе. Те же самые тенденции можно интерпретировать как относительное "увеличение военного присутствия". Этот термин представляется нейтральным и более уместным", - полагает эксперт.
По его словам, "военное присутствие является ключевым инструментом поддержания суверенитета в регионе, причем как для России, так и для других полярных держав: Норвегии, Дании, Канады".
Наталия Михальченко