Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Импульс от импортозамещения

АНАЛИТИКА 03.10.2016 в 04:04

Реализация арктических проектов и курс на импортозамещение открывают широкие возможности для развития российских промышленных предприятий и научных центров. Это понимают как поставщики, так и наиболее передовые компании, работающие на шельфе, активно внедряющие отечественные высокотехнологичные конкурентоспособные разработки

У арктических проектов и задействованных в них предприятий появился и новый импульс. Президентом России Владимиром Путиным была поставлена задача по переориентированию высокотехнологических производств оборонно-промышленного комплекса для производства гражданской высокотехнологичной продукции. «Огромные деньги, которые мы сегодня вынуждены платить иностранным поставщикам инженерно-технических систем и технологий, необходимо оставлять внутри страны. Тем самым мы добьемся необходимой стабильности и долгосрочного характера работы всех предприятий, которые сейчас сгруппировались в рамках стратегических задач по освоению Арктики, – отмечает вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. – Сегодня занять и сохранить достойное место в мире можно, только поддерживая и интенсивно повышая уровень знаний и технологий. Для Арктики это в высшей степени актуально. У нас есть все возможности, и надо их просто реализовать. Без научно-технических инноваций невозможно повышение рентабельности арктических предприятий».

Прикладные научные исследования и разработки по Арктике уже сейчас финансируются в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014-2020 годы. В период 2014-2016 годов был профинансирован 31 проект по разработке материалов и технических средств для работы в Арктической зоне. О том, что и государство, и бизнес готовы вкладываться в Арктику, говорит общий объем финансирования этих проектов, который за 2014-2016 годы составил 1 млрд 300 млн бюджетных средств и 560 млн рублей из внебюджетных источников.

Арктический кластер Северной столицы

Прекрасные перспективы для развития арктического кластера существуют в Санкт-Петербурге. Это обосновал, выступая на недавнем совместном заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве РФ, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

«Санкт-Петербург по праву называют крупнейшим центром полярных исследований и судостроения. Наш город действительно внес большой вклад в изучение и освоение Арктики, в создание морской техники, уникального энергетического оборудования, подготовку кадров для предприятий Крайнего Севера, – констатировал градоначальник. – У нас сконцентрирован целый ряд научно-исследовательских организаций и высокотехнологичных промышленных предприятий».

Среди ведущих научных центров стоит отметить Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов мирового океана им. Академика И.С. Грамберга, Всероссийский научно- исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского. А также уникальный Крыловский государственный научный центр, который уже несколько десятилетий бессменно является головной научно-исследовательской организацией отечественного судостроения. Традиции освоения полярных широт сегодня поддерживают проектные организации

СПМБМ «Малахит», ЦКБ МТ «Рубин», «Северное» ПКБ, в арктический кластер входят также наши флагманы: «Балтийский завод – Судостроение», «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь».

«Наши корабелы строят ледоколы, в том числе атомные, а также танкеры и суда для снабжения буровых платформ. В последние годы именно Санкт-Петербург стал основной площадкой для размещения заказов по импортозамещению в арктических программах. Наши специалисты принимают самое активное участие в поиске новых технологий, инженерных решений, ведут научные и прикладные исследования в целях защиты наших интересов в Арктике», – подчеркнул Георгий Полтавченко.

Российское – значит отличное!

Эксперты компании «Газпром нефть шельф» говорят, что введение санкций ЕС и США против РФ доказывает, что в современном взаимозависимом мире каждый участник глобальных экономических процессов должен быть готов принять новые вызовы и уметь ответить на них. При этом сегодня нет ситуаций, где из-за санкций компания была бы вынуждена приостановить какие-то проекты, нет ситуаций, где остановились бы важные производственные процессы. Западные подрядчики, изготовители оборудования продолжают работы по его обслуживанию. Да, определенные сложности санкции создают, удлиняют сроки отдельных этапов проекта. Есть единичные случаи отказа от поставок некритичных видов оборудования и комплектующих – во всех случаях «Газпром нефть шельфу» удавалось найти альтернативу. Текущий уровень развития производства оборудования для нефтедобычи в России в целом позволяет вести продуктивную работу по замещению установленного на морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная» импортного оборудования отечественными аналогами. Все это вкупе с накопленным здесь опытом снабжения шельфовых проектов, наличием высококвалифицированных специалистов по обеспечению производства, а также благодаря наличию необходимого страхового запаса запасных частей и принадлежностей на складах ООО «Газпром нефть шельф» позволяет обеспечить проект всем необходимым оборудованием.

«Мы постоянно отслеживаем текущую ситуацию: несмотря на то что значительная часть используемого на шельфе оборудования импортного происхождения, компания имеет возможность планомерно переходить на аналоги отечественного или азиатского производства, точечно решая вопросы с поставкой запасных частей и принадлежностей к иностранному оборудованию. Не в последнюю очередь это происходит благодаря заблаговременно начатой программе импортозамещения», – говорит представитель «Газпром нефть шельфа».

Аналогичная ситуация складывается в сфере нефтесервисных услуг – большую часть потребности компании «Газпром нефть шельф» сегодня удовлетворяют отечественные подрядчики, и в компании довольны уровнем предоставляемого сервиса. Кроме того, «Газпром нефть» последовательно формирует команду надежных российских подрядчиков и рассматривает этот процесс как один из ключевых факторов, способных обеспечить долгосрочное развитие. На МЛСП «Приразломная» для строительства скважин уже используют обсадные трубы отечественного производства, идут опытно-промышленные испытания инструментов, запасных частей к оборудованию и химических реагентов российского производства. Например, не так давно приняты в эксплуатацию офшорные танк-контейнеры российского производства. В ближайшем будущем планируется проведение опытно-промышленных испытаний насосно-компрессорных труб, электроцентробежных насосов и фонтанной арматуры российского производства.

Одним из положительных примеров импортозамещения из практики «Газпром нефти» можно выделить сотрудничество с «Трубной металлургической компанией», благодаря которому удалось полностью отказаться от импортных поставок обсадных труб для МЛСП.

Его пример – другим наука

О том, как ориентация на импортозамещение дала импульс к сотрудничеству между нефтяниками и учеными, рассказывает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской.

Создание стойких к агрессивным средам материалов и сложных конструкций для добычи ресурсов на шельфе являются по-настоящему национальной задачей. И работы в этом направлении идут уже давно. Все тот же Политехнический университет в этом направлении плотно работает с ЦНИИ «Прометей» и целым рядом предприятий, в том числе ПАО «Северсталь». Совместные разработки новых материалов ведутся, например, со Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов. Такая кооперация позволяет достичь впечатляющих результатов.

«У нас есть очень мощный материаловедческий центр, центр аддитивных технологий. Мы занимаемся не только вопросами разработки новых сплавов для получения хладостойких сталей, а еще и интеллектуализацией технологий и производства заготовок штрипсов (заготовок для труб большого диаметра), определяющих конечные эксплуатационные свойства газопроводов. Конкретно сейчас занимаемся вопросами создания более чистых и прочных сплавов за счет термо- механической интеллектуальной обработки этого металла. Первые результаты уже получены на заводе «Северсталь». Там нам удалось получить заготовки под трубы, которые уже даже превышают высоколегированные стали. За этим будущее. Эффект – колоссальный! Если говорить об экономии за счет легирования, то она составляет до 20-25%, что очень существенно», – рассказывает Андрей Рудской.

В дальнейшем ученые ставят перед со- бой задачу получения хладостойких сталей именно для нужд северных широт, особенно для доставки углеводородов. Совместно с «Севмаш» и «Прометей» методами компьютерного инжиниринга Политехнический университет занимается разработкой стационарных добывающих станций, которые должны обладать колоссальной ударной прочностью, прочностью на изгиб, большим коэффициентом упругости, чтобы противостоять движению льдов.
 
Тему раскрытия научного и инженерного потенциала российских вузов развивает и и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Евгений Апполонов: «Отечественная научная школа остается на самых высоких позициях. Проектная школа в России совершенно уникальна. В западном мире система проектирования напоминает систему поиска решений «методом научного тыка», перебора вариантов. У нас же есть общая теория получения оптимальных решений».
 
И те задачи, которые сегодня лежат в плоскости максимального практического внедрения научных и инновационных разработок, воспринимаются государством как приоритетные, о чем и заявляет Дмитрий Рогозин.

«Арктика не терпит ошибок, не терпит отсутствия качества. То, что работает в Арктике, будет работать везде – можно ставить знак качества, федеральный. Поэтому те работы и те средства, которые на них потрачены, должны находиться в рамках единой архитектуры замысла», – резюмирует вице-премьер.

Марина Скляренко, Каролина Подплетько

expertnw.ru

Оценка: 2.0 / 1
390 просмотров
Яндекс.Метрика