Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Истребитель 6-го поколения: русский акцент

АНАЛИТИКА 14.07.2016 в 04:31

Отечественные и американские конструкторы по-разному видят самолет будущего

Советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в интервью ТАСС заявил, что полных ходом идет создание истребителя шестого поколения. Это будет машина, обладающая высоким интеллектом, способная выполнять как пилотируемые, так и беспилотные полеты. Причем две эти модификации будут несколько отличаться друг от друга. Наибольшими боевыми возможностями наделен беспилотный самолет. Он получит возможность выхода в ближний космос, гиперзвуковую скорость. А также будет обладать большими эксплуатационными перегрузками, такими, которые не в состоянии переносить человеческий организм.

Как пояснил представитель КРЭТ, самолеты будут максимально проявлять свои боевые возможности, действуя «в стае». То есть один-два пилотируемых истребителя будут исполнять роль командных машин для остальных в группе. Причем беспилотные самолеты, обладая интеллектом, будут способны вести боевые действия коллективно, распределяя между собой цели оптимальным образом. При этом действовать будут в тесном взаимодействии с наземными войсками и боевыми кораблями, реализуя принцип «сетевого боя».

Необходимо сказать, что появление российского истребителя шестого поколения не за горами. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) утверждают, что прототип самолета совершит первый полет в 2023—2025 гг. А полная его готовность может быть достигнута в 2030 году. Правда, в ОАК довольно осторожно относятся к озвучиванию конкретных сроков исполнения тех или иных этапов грандиозного проекта. Действительно, на этапе проведения НИР довольно сложно все расставить по полочкам. Хотя, как сообщают в корпорации, уже и проводится определенный объем работ по техническому проектированию.

Поэтому в настоящий момент можно говорить исключительно о концептуальных решениях, которыми руководствуются конструкторы при создании самолета нового поколения. Будет сохранена традиционно сильная сторона отечественной истребительной техники — сверхманевренность. Повысятся и скоростные качества до уровня нижнего порога гиперзвкуковой скорости в 5 М. При этом бесфорсажная крейсерская скорость предполагается не ниже 2 М. Это должно повлечь за собой использование новых, пока еще не созданных, материалов при строительстве планера.

Легендарный перехватчик «Валькирия», который не пошел в серию, на скорости 3 М разогревался до 3 тыс. градусов. В связи с чем он был полностью сделан из титана и нержавеющей стали. Та же самая история и с нашим ракетоносцем Т-4, у которого расчетная скорость была 3,2 М.

При гиперзвуковой скорости потребуется теплоизоляция корпуса, как на космическом челноке. Но и это полностью не решит проблему. Необходимо будет защищать турбореактивный двигатель от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.

Сверхманевренность еще более усугубляет температурную проблему, поскольку при энергичном маневрировании возникает дополнительный нагрев планера.

Также на полную катушку будут использованы стелс-технологии. Причем уровень малозаметности должен быть существенно повышен, чтобы с легкостью противостоять нынешним системам ПВО, а также быть недоступным для бортовых радаров обнаружения целей, устанавливаемых на самолетах не только четвертого, но и пятого поколения. То есть к материалам предъявляется множество требований — термоустойчивость, механическая сверхпрочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения.

Что касается вооружения, то с уверенностью можно сказать, то есть повторить за представителями КРЭТ, — это будут сверхдальние гиперзвуковые ракеты, способные работать по воздушным, наземным и морским целям. Несомненно, в них будут использованы принципы «свободной охоты и коллективной ответственности» — когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой.

Более экзотическим оружием представляются электромагнитные пушки СВЧ-диапазона, которыми по словам Владимира Михеева, будут вооружаться истребители. Они будут способны не только вывести из строя радары противника, но и в перспективе полностью разрушить электронную компоненту любого объекта военного назначения. Возникает вполне правомочный вопрос о том, будет ли для этого создан источник энергии соответствующей мощности? Следует также учитывать, что самолет должен быть рекордно экономичным с энергетической точки зрения, чтобы совершать недоступное современным машинам по продолжительности боевое патрулирование.

При создании революционной техники «по секрету» сообщается немало подробностей, часть которых может быть дезинформацией. Это необходимо для того, чтобы направить потенциального противника по ложному следу. Ведь заблаговременно до появления новых видов вооружения в противоборствующем лагере работают над способами его нейтрализации. В связи с чем можно предположить с какой-то долей вероятности, что стратегический бомбардировщик пятого поколения ПАК ДА, создаваемый в ОКБ Туполева и заявленный как околозвуковой, вдруг окажется окологиперзвуковым самолетом. Судя по возможностям Ту-160, туполевцы вполне могут решить такую задачу.

О том, кто конкретно делает новый истребитель, не сообщается. По логике вещей — ОКБ Сухого. Вот и в ОСК говорят, что российские авиаконструкторы вплотную занялись новой темой сразу же после того, как истребитель пятого поколения Т-50 практически был сделан и у конструкторов (то есть у ОКБ Сухого) появились временные ресурсы. Но, можно предположить и то, что какой-то сегмент работ достался и компании «МиГ».

В США истребитель шестого поколения делает компания Boeing. Сердитая на Lockheed Martin за проигранный тендер на создание F-35, она со здоровой злостью вырвалась вперед по сравнению с другими участниками гонки по созданию супер-истребителя. Ее проект называется F/A-XX. Предполагается, что эта новинка в 30-е годы заменит палубные истребители F/A-18E/F Super Hornet.

Впервые макет прототипа был представлен для обозрения еще в 2009 году. Затем он был существенно переработан. И в 2013 году был представлен новый макет.

Планер представляет собой летающее крыло без вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поворот осуществляется за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Судя по всему, во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.

О типе двигателя ничего не сообщается. Но можно предположить, что это все же ТРД, а не РД. Он, как и на истребителях пятого поколения, обеспечивает сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указана. Но вероятно, гиперзвуковой она не будет.

К существенной новизне относится «умная обшивка» — корпус самолета напичкан не только всевозможными датчиками, но и радиоэлектроникой. Истребитель двухместный с двумя двигателями. Также прорабатывается версия беспилотной машины. Максимальный взлетный вес объявлен на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км.

В феврале прошлого года выяснилось, какого рода компромиссы избраны для создания новой машины. Начальник военно-морских операций Джонатан Гринет заявил, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными. Упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесения ударов с больших дистанций при помощи новых видов вооружения. Возможно, истребитель оснастят лазерным или электромагнитным оружием. Правда, непонятно, хватит ли для этого на борту энергии. В принципе, изрядный компромисс американцы заложили в F-22 и F-35, отказавшись от сверхманевренности и скорости. Но на сей раз они решили поступиться еще и скрытностью. В связи с чем необходимо признать, что четкие критерии принадлежности самолета к шестому поколению пока не определены. У русских и у американцев, судя по всему, эти самолеты будут значительно различаться.

Владимир Тучков

svpressa.ru

Оценка: 4.2 / 4
540 просмотров
Яндекс.Метрика