Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
uCoz Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Как "Роснефть" англичан испугалась

МНЕНИЯ 11.04.2016 в 19:24

Слух о письме Игоря Сечина в правительство выявил серьезные проблемы в головах у российских нефтяников

Любопытные дела творятся вокруг акционерного общества «Роснефть», одного из доноров отечественной экономики (69,5% этой крупнейшей в мире публичной нефтедобывающей компании принадлежит Российской Федерации). Утром 11 апреля одна за другой появились две интересные новости. Первая — что глава компании Игорь Сечин обратился в правительство с просьбой не допустить образования блокирующего пакета акций у британской BP, вторая — яростное опровержение этой информации от пресс-секретаря компании Михаила Леонтьева, назвавшего утечку, впервые опубликованную интернет-изданием РБК, «набором дегенератских фантазий». Не касаясь особенностей речевой культуры гражданина, проедающего государственные деньги (он всего лишь подражает старшим товарищам), хотелось бы понять, как британский гигант может получить блокпакет российского и к чему это приведет.

Блокиш петролеум

Блокирующим пакетом в мировой практике называют количество акций, позволяющее накладывать вето на решения совета директоров. Обычно это 25% + 1 акция, если в уставе не сказано иное. Зачастую владельцу контрольного пакета (50% + 1 акция) не удается преодолеть сопротивление владельца блокирующего пакета — и тогда приходится либо разделять предприятие, либо выкупать акции оппонента по цене существенно выше рыночной.

Сейчас у BP 19,75% акций «Роснефти», при этом в неофициальных планах приватизации на 2016 год числятся 19,5% акций — те, что принадлежат государству через стопроцентно государственный холдинг «Роснефтегаз», контролируемый Росимуществом. В случае реализации этих планов у «Роснефтегаза» останется 50% акций «Роснефти» плюс одна акция, напрямую числящаяся на балансе Росимущества.

Соответственно, доля BP — бывшей British Petroleum — теоретически может вырасти до 39,25%. Учитывая особо «нежные» отношения России и Великобритании, такая перспектива вызывает определенную тревогу. Получив блокирующий пакет, британцы будут самым прямым образом влиять на политику «Роснефти», в том числе и внутри России. Пока мы играем по международным правилам, отмахнуться от такого миноритария совершенно невозможно. При желании BP сможет вообще парализовать деятельность компании.

Даже если акции будут проданы совершенно посторонним структурам, нет никакой гарантии, что BP впоследствии не выйдет на них с предложением, от которого нельзя отказаться. Существует, конечно, вариант приватизации с условием непопадания акций к английскому консорциуму даже через третьи руки, но такое ограничение уменьшит и без того скромную выручку от сделки.

«Попытка нагадить»

В этом контексте непонятна яростная реакция пресс-секретаря. Ну, положим, ошиблись журналисты, поверили сомнительному источнику — с кем не бывает; надо спокойно объяснить, как обстоят дела на самом деле, и попросить об опровержении. Но истерика Михаила Леонтьева наводит на мысль, что в «Роснефти» действительно решили проявить патриотизм, обозначили проблему, а потом, после какого-то сигнала, испугались реакции англичан. Иначе не объяснить откровенно хамский стиль Леонтьева: «У нас отличные отношения с ВР, абсолютно комфортные для нас и для них, проверенные нынешним кризисом, проверенные очень серьезным давлением, которое они наверняка испытывают в связи с нами. Попытка вот так мелко нагадить абсолютно бессмысленна, она даже на провокацию не тянет». При этом пресс-секретарь сразу поспешил вообще снять какую-либо ответственность со своих боссов: «Решение о продаже принимает правительство, мы ничего не продаем». Непонятно, зачем нужно это сообщение, если в изначальной новости, которую с пеной у рта опровергает Леонтьев, речь как раз и шла о просьбе «Роснефти» к правительству относительно условий продажи.

Если все это так, если британские партнеры могут одним телефонным звонком привести в панику менеджмент крупнейшей российской компании, то нынешняя холодная война уже проиграна для России. А тот факт, что РБК — издание с выраженной либеральной репутацией — оказывается патриотичнее «Роснефти», лишь добавляет красок в эту невеселую картину.

Плевок в будущее

Приватизировать «Роснефть» ради стабилизации бюджета — все равно что распродавать дедовское имущество, память о пращурах ради мешка муки. Деньги мы получим ровно один раз, а вот половина выручки от добычи наших национальных сокровищ всегда будет уходить в сугубо частные руки. Да, в критической ситуации, во время голода, наверное, действительно другого выхода нет, но у нас же, по словам высших руководителей страны, все хорошо в экономике и вот-вот появится свет в конце тоннеля.

В современных условиях недра России являются, к сожалению, главным ее экономическим активом. Эту ситуацию хотелось бы изменить, но по большому счету ни одно государство — крупный поставщик углеводородов не смогло избавиться от подобной зависимости; мы лишь стали чемпионами по неэффективности использования нефтяной ренты. Приватизация части «Роснефти» лишь усилит эту несправедливость, отдалит момент перехода к нормальному, общенародному распределению доходов от природных ресурсов.

А если нужный пакет акций попадет в руки британцев, ситуация станет вообще патовой. Нашим детям придется или выкупать эту долю обратно за совершенно непомерные деньги, или национализировать ее в одностороннем порядке, вызвав тем самым крупный международный конфликт.

Ни то, ни другое нам не нужно. Мы готовы играть по общим правилам, но все ходы в этой игре должны быть продиктованы национальными интересами.

А не страхом отдельно взятого пресс-секретаря.

Михаил Мельников

rusplt.ru

Оценка: 1.0 / 1
1311 просмотров
Яндекс.Метрика