Для эффективного решения задач корабли этого класса должны иметь до 90 самолетов и вертолетов
Вопрос о том, нужен ли российскому Военно-морскому флоту авианосец, существовал на протяжении всего периода существования этого класса кораблей. Однозначного мнения на этот счет нет.
Что ж, давайте разберемся.
Не вдаваясь в детали, все задачи военного флота России можно свести к двум — поддержка российской дипломатии и защита национальных интересов военными средствами в мирное время и отражение агрессии с морских направлений — в военное.
География интересов России, прежде всего экономических, весьма обширна и простирается на большую часть Мирового океана.
Это развитие экономических отношений в рамках БРИКС, добыча морепродуктов, в том числе и в удаленных от наших берегов районах, добыча полезных ископаемых и энергоресурсов на морском и океанском дне, транспортировка грузов и многое другое.
В военное время одной из важнейших задач ВМФ России станет нанесение поражения ударным авианосным и ракетным группировкам вероятного противника. Основными районами боевых действий последних будут районы дальней морской и океанской зон, удаленных от нашего побережья на 400−600 км. Отсюда противник будет наносить удары по объектам на территории нашей страны и кораблям в море и на базах.
Таким образом, группировкам ВМФ РФ предстоит решать задачи и в мирное, и в военное время далеко за пределами досягаемости самолетов истребительной и бомбардировочной авиации берегового базирования.
Анализ задач ВМФ и условий их реализации свидетельствует, что наш флот не сможет эффективно решать возлагаемые на него задачи в дальней морской и океанской зонах, если в составе его группировок не будет хотя бы одного авианосца.
В числе основных задач, требующих привлечения авианосцев, следует отметить, прежде всего, участие в миротворческих действиях, защиту граждан России в зонах военных конфликтов и их эвакуацию, а также из районов техногенных и природных катастроф.
Выделяемые для решения этой задачи в зонах военных конфликтов группировки сил флота должны быть способны отражать ограниченные внезапные удары малых групп и отдельных катеров или малых боевых кораблей и подводных лодок, а также боевых самолетов и ракет.
Это может потребоваться в интересах обороны корабельных соединений, защиты гражданских воздушных судов российской или иностранной принадлежности и различных наземных объектов, обеспечения безопасности граждан России от атак враждебных войсковых формирований (преимущественно иррегулярных) в процессе эвакуации.
При этом эвакуация может осуществляться как непосредственно посадкой на корабли и суда в порту или с необорудованного побережья, так воздушным путем — вертолетами и транспортными самолетами. Их безопасность также необходимо будет обеспечивать, как от угроз наземных средств ПВО, так и от возможных атак истребителей.
Без участия боевой авиации эти задачи в принципе не могут быть решены, особенно те, которые связаны с противодействием авиации и наземным войсковым формированиям в глубине иностранной территории.
Для прикрытия эвакуации граждан России, обороны корабельных соединений, защиты гражданских воздушных судов российской или иностранной принадлежности и различных наземных объектов от внезапных атак отдельных боевых самолетов и ракет или малых групп потребуется патрулирование парами и звеньями истребителей обороняемого района, совместно с одним-двумя самолетами ДРЛОиУ.
В зависимости от удаленности района патрулирования потребуется задействовать круглосуточно от 12−15 до 24−30 самолетов истребительной авиации и от 4 до 8 самолетов ДРЛОиУ.
Нельзя исключить в особо неблагоприятных условиях и возможность атаки крупных групп авиации, главным образом против соединений надводных кораблей, особо важных объектов или скоплений больших масс людей. Численность таких групп может достигать 30 единиц.
Для их отражения потребуется выделять соответствующее количество истребительной авиации — 12−18 машин и, возможно, дополнительный самолет ДРЛОиУ.
Контроль подводной среды в районе нахождения корабельной группы в интересах своевременного обнаружения подводных лодок до выхода их в атаку ракетами малой дальности или торпедным оружием, потребует иметь на угрожаемых направлениях группы вертолетов численностью не менее 2−4 машин.
Для этого необходимо будет иметь в составе авиагруппы авианосца не менее 12 вертолетов.
Для противодействия группам наземных войск и иррегулярных формирований также могут потребоваться действия корабельной авиации.
Действия малых групп иррегулярных формирований, наносящие внезапные удары могут быть парированы только своевременным наведением на них групп авиации из положения «дежурство в воздухе».
Аналогичным образом могут быть отражены внезапные атаки малых групп катеров, особенно ракетных.
Поэтому, как минимум одна ударная группа корабельной авиации численностью 2−4 самолета должна патрулировать воздушное пространство. А для этого потребуется от 12−15 до 24−30 самолетов авиагруппы авианосца.
Экстренная эвакуации граждан из опасной зоны в глубине территории может потребовать десятка и более транспортных вертолетов, действия которых, при неблагоприятных условиях, может оказаться необходимым обеспечивать группами истребительной и ударной авиации численностью 4−8 машин, а может, и более. Кроме этого потребуются и самолеты обеспечения — один-два самолета РЭБ и хотя бы один самолет ДРЛОиУ.
При отсутствии такого прикрытия решение этих задач может потребовать больших дипломатических усилий, сопровождаться значительными материальными и политическим потерями и даже большими жертвами, либо оказаться вообще неосуществимым.
Таким образом, для безопасного осуществления внешнеполитической деятельности России в мирное время, необходим достаточно мощный авианосец в составе нашего флота.
Еще более важен авианосец для ведения военных действий на море.
Общеизвестно, что превосходство на море невозможно без достижения господства в воздухе.
Современное противоборство корабельных группировок осуществляется практически исключительно в воздушной среде. Удары противокорабельных ракет и ударной авиации отражаются истребителями и зенитными огневыми средствами кораблей.
Малые группы и одиночные надводные корабли подвергаются атакам 2−4 крылатых ракет или самолетов.
В ударах по крупным соединениям надводных кораблей могут быть применены 30−40 и более противокорабельных ракет с ракетных кораблей и подводных лодок или до 40−50 самолетов палубной или тактической авиации.
Только корабельными средствами ПВО, сколь бы мощными они ни были, отразить такие удары практически невозможно. Особенно если средства воздушного нападения подходят практически одновременно, прикрываются самолетами РЭБ, и удар противокорабельных ракет предваряется действиями самолетов огневого поражения средств ПВО.
Истребительная авиация не только уничтожает часть атакующих самолетов противника, но и дезорганизует их атаку. В итоге атака «растягивается» по времени — средства воздушного нападения подходят относительно небольшими группами, которые корабельные средства ПВО успешно уничтожают. Нарушается целераспределение в ударной группе противника, срываются его попытки прикрыть свои средства воздушного нападения радиоэлектронными помехами и подавить противорадиолокационными ракетами корабельные средства ПВО.
Именно дезорганизация групп атакующих самолетов является главным вкладом истребительной авиации в ПВО корабельных соединений при отражении ударов тактической и палубной авиации противника.
Могут внести заметный вклад в ПВО корабельных соединений истребители и при отражении крылатых ракет, уничтожая наиболее опасные цели за пределами досягаемости корабельных средств ПВО.
Для отражения крупных групп тактической авиации или палубной авиации потребуется выделить от 24 до 32 истребителей, основная часть которых будет действовать из положения «дежурства на аэродроме» (на палубе) при обеспечении их управления с самолетов ДРЛОиУ.
За пределами 100−150 миль от берега это возможно только с авианосца.
Помимо наиболее крупных корабельных групп в боевом порядке ударного соединения имеются малые группы и одиночные корабли, решающие различные обеспечивающие задачи.
Для их прикрытия также необходима истребительная авиация, которая способна их защитить от внезапных ударов малых групп средств воздушного нападения, главным образом, из положения «дежурства в воздухе».
Использование корабельной авиации для ударов по соединениям крупных надводных кораблей противника имеет ряд преимуществ по сравнению с крылатыми ракетами.
Превосходя крылатые ракеты по дальности действия (800 и более км против 450−500 для ракет большой дальности), группы корабельной авиации, имея в своем составе помимо ударных, самолеты РЭБ, разведки, ДРЛОиУ, а также истребители, способны с более высокой надежностью обеспечить выявление назначенных целей и их поразить. Более высокая вероятность прорыва к цели ударных самолетов и их ракет достигается подавлением системы ПВО противника и отражением атак его истребителей.
Чрезвычайно важны корабельные истребители и для прикрытия действий ударных групп дальней (морской ракетоносной) авиации против авианосных и других крупных корабельных соединений противника в дальней морской и океанской зонах.
Сопровождение группировок корабельными истребителями позволит если не устранить угрозу со стороны палубных и береговых истребителей противника, то, по крайней мере, минимизировать потери от их ударов до приемлемого уровня.
При этом эффективность действий нашей авиации существенно возрастет.
Таким образом, авианосцы в составе нашего флота не блажь моряков, а насущная необходимость.
Каким должен быть перспективный российский авианосец
Проведенный анализ показывает, что авиагруппа российских авианосцев должна быть достаточно многочисленна.
Для выполнения всего круга задач в ее составе необходимо будет иметь не менее 40−60 самолетов, способных решать задачи по борьбе с надводными и наземными целями, а также бороться с воздушным противником, включая и крылатые ракеты.
Кроме них, в составе авиагруппы должны быть от 4 до 8 самолетов ДРЛОиУ, 2−4 самолета РЭБ и 2−4 самолета-разведчика, а также минимум 12 противолодочных вертолетов и 2 поисково-спасательных.
Всего - от 70 до 90 летательных аппаратов.
То есть, это должен быть авианосец большого класса, полным водоизмещением 75−85 тысяч тонн, возможно, с атомной энергетической установкой.
Его система ПВО должна иметь средства самообороны, способные отражать малые группы СВН (до 4-х единиц) в условиях помех. Для этого система ПВО на каждый борт должна иметь не менее 8 целевых каналов ЗРК малой дальности и 2−4 канала малокалиберной артиллерии.
Помимо этого, в комплексе средств самообороны корабля необходимо предусмотреть средства противоторпедной защиты и РЭБ, способные подавит ГСН противокорабельных ракет.
БИУС (Боевая информационно-управляющая система) и другое радиоэлектронное оборудование, в качестве важнейшего требования, должны обеспечивать возможность управления оперативным соединением, действиями корабельной и взаимодействующей авиацией на всю глубину ее применения в интересах корабельного соединения.
Таких кораблей необходимо иметь не менее двух на каждом из океанских флотов России. Это позволит, с учетом проведения плановых ремонтов и иных мер поддержания этих кораблей в боеспособном состоянии, всегда иметь не менее одного боеспособного авианосца на каждом из океанских ТВД.
Константин Сивков,
член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук