Комплекс «Соратник» при поддержке беспилотников поддержит пехоту на поле боя
Сведения о том, что продукция концерна «Калашников» — это не только стрелковое оружие, в последнее время поступают все чаще и чаще. Вот и на форуме «Армия-2016» концерн, штаб-квартира которого находится в Ижевске, продемонстрировал в действии роботизированный гусеничный комплекс «Соратник», который не только метко стреляет, но и эффективно «думает».
Надо сказать, что направление автоматизированных систем, наряду со стрелковым сегментом, также является приоритетным для концерна. По этой тематике разрабатываются как дистанционно управляемые и роботизированные боевые модули и системы, так и беспилотные летательные аппараты.
Генеральный директор концерна Алексей Криворучко так охарактеризовал новую для «Калашникова» деятельность: «На основании проведенных исследований мы видим, что меняется сама концепция ведения боевых действий с всё большей автоматизацией систем и снижением присутствия человека на поле боя. Поэтому сегодня мы уходим от профиля исключительно стрелковой компании к многопрофильному холдингу. Мы активно развиваем компетенции в области создания беспилотных летательных и наземных комплексов, ведем исследования и разработки по созданию беспилотных катеров на базе наших судостроительных активов. Наша цель — интеграция их в сложные боевые системы, части которых могут взаимодействовать друг с другом и со штабом».
«Соратник» был создан, исходя именно из этой концепции. И это совсем новая разработка — не только описание, но и упоминание комплекса пока отсутствует даже на сайте «Калашникова» в разделе «Военная продукция». Он представляет собой гусеничную платформу, вес которой приближается к семи тоннам, на которую устанавливаются сменные боевые модули. Машина развивает скорость до 40 км/ч и имеет запас хода в 400 км. Автономность «Соратника» — 10 суток в пассивном режиме. В случае выполнения боевой задачи это время уменьшается.
Набор боевых модулей позволяет решать широкий круг задач: вести разведку, патрулировать и охранять государственную границу, а также стратегически важные объекты, проводить разминирование и демонтаж заграждений, поддерживать сухопутные подразделения на поле боя. Также комплекс можно использовать для подвоза боеприпасов и ГСМ и для эвакуации раненых.
Модули комплектуются различным оружием: пулеметами калибров 7,62 мм и 12,7 мм, гранатометами калибров 30 мм и 40 мм, а также противотанковыми управляемыми ракетами «Корнет». Предполагается, что в перспективе этот перечень может быть расширен. И, может быть, в него будут включены зенитные ракеты от переносного комплекса.
Но не это является основной гордостью разработчиков. Им удалось оснастить «Соратника» компьютерным интеллектом и избирательным машинным зрением. Комплекс, согласно пресс-релизу концерна, работает в трех режимах управления. Первый и наиболее распространенный в различных военных системах — ручной. Тут все ясно — это дистанционное управление при помощи пульта, когда оператор «руководит» комплексом. В этом режиме можно управлять техникой, находящейся на расстоянии до 10 километров от оператора.
Затем идет полуавтоматический режим. Вот тут мало что понятно. То есть, какими функциями ведает оператор, а какие «Соратник» исполняет самостоятельно? Третий режим автоматический. Тут опять всё ясно. Комплекс в этом режиме становится автономным роботом и всё делает самостоятельно.
Применительно к функции огневой поддержки «поведение» «Соратника» таково. Он способен обнаруживать цель на дистанции до 2500 метров. После чего осуществляется идентификация цели, определение ее типа, выбора необходимого оружия и обстрел. При этом огонь можно вести в движении, для чего боевой модуль имеет гироскопическую стабилизацию вооружения.
«Соратник», немного перефразировав поговорку, в поле не один, и потому он эффективный воин. Комплекс может работать в связке с другими автоматизированными боевыми единицами, включая беспилотники. Для повышения результативности «Соратника» он комплектуется двумя БПЛА ZALA AERO, которые производит концерн. Правда, не сообщается — это беспилотники самолетного или вертолетного типа. «Калашников» выпускает и те, и другие.
Необходимо сказать, что «Калашников» — не единственная в стране компания, которая занимается созданием роботизированных комплексов, оснащенных вооружением. Тут есть и полностью подчиняющиеся оператору разработки, и те, которые действуют самостоятельно. Они различаются габаритами, набором вооружения, дальностью действия, платформой — колесной или гусеничной, но задачи решают идентичные.
НИТИ «Прогресс» выпускает серийно дистанционно управляемую гусеничную машину «Платформа-М». Она весит 800 килограммов, полезная нагрузка — 300 килограммов. Примерно тот же перечень стрелкового оружия, что и у «Ратника». Но шире разведывательные полномочия за счет использования РЛС, тепловизора, химического анализатора. Несмотря на то, что дальность действия всего 1,5 км, а скорость 12 км/ч, этот комплекс популярен — его используют в Сирии.
Еще один дистанционно управляемый боевой комплекс, воюющий в Сирии, — «Арго». Он посолиднее — весит более тонны. Имеет колесную платформу. Вооружен пулеметом и четырьмя гранатометами. Перемещается не только по суше, но и плавает со скоростью 5 км/ч. Это разработка Государственного научного центра «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики».
В ряду создателей роботизированных боевых комплексов можно назвать и Ковровский электромеханический завод. Здесь создали целую линейку дистанционно управляемых как гусеничных, так и колесных машин. При этом они комплектуются оружием, произведенном в родном городе — на Заводе им. Дегтярева. Общее у них то, что их масса находится в пределах одной тонны.
Совсем иные масштабы у Уралвагонзавода. Руководство завода утверждает, что максимум через два года будет готов полностью роботизированный танк Т-14 на платформе «Армата». И это будет уже не дистанционно управляемая, а полностью автономная машина. Правда, в процесс выполнения боевой задачи сможет вмешиваться дистанционно расположенный оператор.
Над созданием, пожалуй, самых умных боевых машин у нас в стране работает Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК). Можно сказать, ОПК занимается созданием искусственного интеллекта при помощи цифровых технологий.
В настоящий момент завершена разработка программного комплекса централизованного и децентрализованного управления группой боевых роботов, который получил название «Уникум». Уже начались его испытания, которые представляют собой программное моделирование поведения машин в боевых условиях.
Эта разработка воссоздает автономное поведение группы боевых роботов, самостоятельно — коллективно — принимающих решения и действующих совместно для достижения глобальной цели. Они распределяют между собой роли, сектора действия, ведут разведку, наступают, обороняются, выбирают маршруты движения. При отсутствии сигналов ГЛОНАСС ориентируются в пространстве, самостоятельно составляя трехмерную карту местности. При этом работают в тесном контакте с беспилотниками и другими роботизированными комплексами.
Данная программная платформа универсальна в том смысле, что позволяет управлять боевыми роботами всех типов и специализаций. Что же касается конкретного «железа», то в настоящий момент под платформу «Уникум» создаются боевые машины на гусеничном ходу УРП-01Г. Они способны нести две тонны полезной нагрузки.
Судя по скорости, с которой ОПК ведет данный проект, первые команды таких «железных бойцов» могут появиться уже к 2025 году. Аналогичные разработки есть и у американцев, но их реализация предполагается в начале 30-х годов.
Владимир Тучков