Опубликован доклад о военном потенциале стран мира World Military Balance 2017
Институт исследований по вопросам безопасности (IISS) выпустил очередной обзор, посвященный военному потенциалу стран мира World Military Balance 2017. Отмечается, что Китай стремительно сокращает свое отставание от ведущих западных держав, особенно в военно-воздушной и военно-морской областях, а Россия показала свою готовность к более активному применению своего современного вооружения, хотя и на фоне некоторого сокращения военных затрат из-за экономических проблем.
Авторы World Military Balance 2017 отмечают, что по итогам минувшего года «во всем мире не сократилось число угроз безопасности, которые требуют внимания политиков. Конфликт и угрозы безопасности наблюдаются в Африке, на Ближнем Востоке, а в случае с Украиной — и в Европе. Северная Корея продолжает разрабатывать и испытывать свое ракетное вооружение. Большее число терактов в 2016 году говорит о растущем вызове со стороны транснациональных террористов. И все больше стран хотят использовать военную силу при решении своих национальных задач». При этом специалисты IISS отмечают, что военный баланс все больше продолжает смещаться в Азию.
Сообщается, что с 2012 по 2016 год затраты на оборону в Азии росли на 5–6% в год, но по итогам 2016 года общемировые затраты сократились на 0,4% — в основном благодаря снижению затрат ближневосточных государств. Уже в 2013 году Азия отодвинула Европу со второго места в мире по объему расходов на оборону, в 2016 году страны Азии потратили на оружие в 1,3 раза больше, чем страны Европы. Мировым лидером по военным расходам с большим отрывом остаются США — $604 млрд, на втором месте Китай со $145 млрд, на третьем Россия с $58,9 млрд.
Особенно отмечается, что «вызовы военному превосходству Запада становятся все значительнее — Китай приближается к военному паритету с ним». В связи с этим авторы доклада уделяют особое внимание растущему китайскому потенциалу. «Если раньше Китай в основном имитировал советские или российские образцы, то теперь становится очевидно, что в ключевых областях Китай сосредоточился на собственных исследованиях и производстве, что подкрепляется ростом ассигнований». Официальный военный бюджет Китая в 1,8 раза больше, чем военный бюджет Южной Кореи и Японии вместе взятые и составляет треть всех военных расходов стран Азии.
В докладе отмечается, что особенных успехов Китай достиг в военно-воздушной и военно-морской отраслях — начата работа над строительством трех новейших больших ракетных эсминцев типа 055, а из серии 13 новейших эсминцев типа 052D пять уже находятся в строю, а еще восемь будут сданы в эксплуатацию в 2017–2018 годах. Как следует из доклада, в минувшем году Китай начала оснащать свои ВВС последней модификацией ракеты «воздух—воздух» PL-10, которая «сопоставима с образцами лишь немногих ведущих военных держав мира».
Уделили внимание специалисты IISS и сообщениям о разработке новейшей сверхдальней ракеты «воздух—воздух» с радиусом действия до 300 км. В конце января китайская газета China Daily сообщила о том, что вооруженные силы КНР, возможно, испытывают новую ракету класса «воздух—воздух» большой дальности. Недавно на сайте Народно-освободительной армии Китая была опубликована фотография истребителя J-11B с неизвестной ракетой. Китайское военное ведомство не комментирует эту информацию.
Говоря о России, специалисты IISS отмечают, что «использование российского оружия в Сирии с сентября 2015 года… говорит о том, что Россия продолжает модернизировать свои вооруженные силы и наращивать возможности своих систем. Операция в Сирии говорит о том, что Россия не только хочет и способна размещать свои вооруженные силы, но и готовы использовать военную силу в ситуациях, когда считает себя пострадавшей — или считает, что она может пострадать, понеся геополитические потери». Говоря о ситуации вокруг Украины, авторы отчета отмечают, что «прямое использование российской военной мощи вылилось в быстрый захват Крыма. Когда Москва сочла, что ее интересы находятся под угрозой из-за наступления украинских войск, военное давление вновь было оказано — например в Зеленополье и Иловайске в 2014 году и Дебальцево в 2015 году».
При этом отмечается, что «некоторые образцы российского ракетного вооружения превосходят по дальности использования подобные системы стран НАТО и США»,— речь идет о реактивных системах залпового огня (РСЗО) «Смерч-М» со снарядами 9М55К, 9М525 и 9М542; о тактических ракетных комплексах «Точка-У» с ракетами 9М79 и 9М79-1, а также об оперативно-тактических ракетных комплексах «Искандер» с ракетами 9М723 и 9М728. Эксперты IISS отмечают, что использование новейших систем вооружения Россией говорит о том, что это связано с «усилиями России по сдерживанию растущей военной активности — особенно американской — вдоль российских границ». Впрочем, в докладе подчеркивается, что в 2016 году российские военные расходы сократились до $58,9 млрд с $66,1 млрд в 2015 году. «На ближайшие годы объявлены новые сокращения расходов по мере того, как российская экономика чувствует на себе последствия более низких цен на энергоносители и экономических санкций».
Говоря о динамике военных расходов стран НАТО эксперты IISS предлагают дождаться результатов начинающейся на этой неделе министерской встречи стран НАТО. В ходе встречи может быть принято решение о наращивании военных ассигнований в рамках поставленных ранее руководством НАТО целей об увеличении расходов странами альянса до 2% ВВП. По мнению IISS, это может быть «не лучшим итогом переговоров». «Европейские страны уже наращивают свои военные бюджеты, хотя и довольно постепенно. В 2016 году только две страны НАТО — Эстония и Греция — потратили на оборону 2% ВВП, тогда как в 2015 году таких стран было четыре». Эксперты IISS предупреждают, что если бы все европейские страны—члены НАТО в 2016 году выполнили решение о росте военных затрат до «2% ВВП», то общие военные расходы этих европейских стран подскочили бы на 40%.
Евгений Хвостик