Советская школа строительства авианосцев все еще жива – хотя бы в Китае. Пекин объявил о завершении строительства корпуса второго, теперь уже полностью китайского, авианосца – хоть и сделанного по чертежам советского корабля «Варяг». Однако следующие авианосцы КНР будут создаваться уже по американскому образцу.
Представитель минобороны Китая У Цянь в пятницу сообщил о завершении строительства авианосца, на котором уже началась установка оборудования. Строительство ведется полным ходом на верфи Dalian Shipbuilding Industry Company (Group) в Даляне. Корабль станет вторым авианосцем в составе ВМС КНР после «Ляонина».
Китайская печать называет появление авианосца частью планов страны расширить возможности флота на фоне растущих вызовов в спорных водах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, а также для защиты национальных интересов вдали от собственных границ.
О строительстве собственного авианосца минобороны Китая объявило только в конце прошлого года. В июле журнал Jane's Defence Weekly публиковал его спутниковый снимок. Видно, что корабль внешне почти идентичен советскому тяжелому авианесущему крейсеру «Варяг» проекта 11436. Как известно, корабль был приобретен у Украины в 1998 году, модернизирован и переименован в «Ляонин» (или «Ши Лан»). В строю этот авианосец с 2013 года. На «Ляонине» могут размещаться до 30 самолетов. На авианосце к настоящему времени успешно проведены испытания по взлету и посадке палубных истребителей.
Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отмечает, что У Цянь заявил лишь о завершении строительства корпуса авианосца, поэтому до постановки корабля в строй могут пройти годы доделки и испытаний. «Но это важный этап. Китай движется вперед, его первый авианосец будет улучшен по сравнению с «Варягом». «Наш «Варяг» – это основа конструкции китайского авианосца, сказал Кашин, напомнив, что еще в начале 90-х годов практически полный комплект проектной документации «Варяга» был приобретен китайцами у Невского ПКБ.
Кашин отметил, что в итоге Пекин планирует построить два корабля, похожих на «Варяг», но затем настанет время строительства атомных авианосцев по американскому образцу. Одно из главных отличий будет заключаться в отсутствии трамплинов для взлета самолетов. Вместо этого будут использоваться электромагнитные катапульты.
«Трамплин удешевляет авианосец, но при этом накладываются серьезные ограничения на применение авиации. Эти ограничения касаются взлетного веса аппарата. Невозможно использовать самолеты с низкой тяговооруженностью, например поставить самолет радиолокационного обнаружения с турбовинтовыми двигателями. Ему просто не хватит мощности взлететь с трамплина... А они хотят иметь полноценные авианосные ударные группы. Мы позволили китайцам сделать первый шаг, а дальше они будут двигаться не в рамках нашей школы строительства авианосцев», – пояснил Василий Кашин.
О том, что в будущем Китай намерен сделать ставку на атомные авианосцы, сообщала ранее и пресса Тайваня. По ее данным, во внутренних документах китайской судостроительной промышленной корпорации говорится о приоритетности строительства атомных подлодок и авианосцев. Первый такой авианосец с атомной установкой якобы уже строится на другой верфи в Даляне – CSIC. На строительство уйдет не менее шести лет. Впрочем, американские аналитики считают, что Китай сможет построить несколько атомных авианосцев лишь в течение ближайших 15 лет.
В одном из экспертных докладов Пентагона говорилось о том, что китайские авианосцы в перспективе будут обладать расширенными возможностями – в части грузоподъемности, а также моделей самолетов, которые могут принимать, и оборудования – средств радиоэлектронной борьбы, противолодочных и раннего предупреждения угроз.
Вслед за Кашиным первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан I ранга запаса Константин Сивков тоже считает большой вехой в истории Китая начало оборудования будущего авианосца.
Сивков считает его равноценным по составу несущей авиагруппы российскому авианосцу «Адмирал Кузнецов». Боевые информационно-управляющие системы (БИУС) тоже примерно равноценны, однако по техническому оснащению российский корабль более совершенен, уверен эксперт. Прежде всего это касается средств ПВО. Средства наблюдения «Кузнецова» тоже более совершенные. Если у нашего корабля есть фазированная антенная решетка, «то у китайцев такой нет». «Но в целом это примерно равноценные корабли», – признал Сивков.
Благодаря такому кораблю Пекин сможет проводить операции вдалеке от своих берегов. «У Китая появится возможность демонстрировать силу. Он сможет направить этот авианосец в любую точку мира вместе с кораблями охранения и десантом – и реализовывать там свои интересы», – сказал Сивков.
Он не исключает, что Китай сможет использовать авианосец для защиты своих интересов у побережья Сирии или у берегов Сомали, где неподалеку у Китая уже сейчас есть военно-морская база – в Джибути. В то же время эксперт сомневается, что Китай прибегнет к использованию авианосца в споре с соседними странами за острова в Южно-Китайском море. «Эти острова находятся в зоне досягаемости китайских ВВС. Они многочисленные, мощные, и новый авианосец не окажет на это существенного влияния», – полагает эксперт.
Андрей Резчиков