Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Куда плывет подводный флот России

ПОДРОБНОСТИ 19.03.2016 в 04:26

Чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий

Французский еженедельник «Новый обозреватель» (L’Obs) 10 марта пугал читателей российской атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами, которую моряки Пятой республики в январе обнаружили в Бискайском заливе «у берегов Франции». Издание отметило, что это случилось впервые после окончания холодной войны. Странно, что обнаружили только одну, а не две. Ведь, где находится ракетоносец, жди появления и противолодочной субмарины, обеспечивающей боевую устойчивость на маршруте развертывания ракетоносца. Либо это была вовсе и не ракетная, и не атомная, и вообще не подлодка, просто кому-то что-то померещилось.

Вспомним ноябрьскую историю прошлого года с поиском таинственной подводной лодки (ПЛ) в районе залива Мори-Ферт в Северном море. В течение 10 суток ее искал чуть ли ни весь Королевский флот. По просьбе британского правительства были привлечены два самолета патрульной авиации ВМС Франции. Но лодку так и не нашли.

Если в Бискайском заливе и заметили чью-то подлодку, то, во-первых, не «у берегов», а в международных водах, где мореплавание никому не возбраняется. А во-вторых, что делала французская ПЛ «Ла Прайя» (La Praya) у берегов Шетландских островов в Северном море, где 24 мая 1989 года попалась в сети норвежского траулера «Стрэнд сениор» (Strand Senior)? Но ведь никто по этому поводу не устраивал истерик, потому что плавание в международных водах – обычная практика военных моряков.

Российский подводный флот в последние годы активно пользуется этим своим международным правом в Мировом океане. Для этого он постоянно обновляется, развивается его береговая инфраструктура. В прошлом году, например, он пополнился еще четырьмя ПЛ. Была завершена постройка морского транспорта вооружения «Академик Ковалев», предназначенного для обеспечения эксплуатации, загрузки и разгрузки вооружения атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта «Борей». В Балтийске (Калининградская область) в полном объеме выполнены работы по обеспечению базирования соединения подводных и надводных кораблей, проведены дноуглубительные работы на акватории площадью 21 тыс. кв. м. Завершено строительство зарядно-силовой станции технической зоны для обеспечения ПЛ проекта 636 в Цемесской бухте Новороссийска. Обо всем этом руководители Минобороны доложили Верховному главнокомандующему – президенту России в Национальном центре обороны РФ во время проведения единого дня приемки военной продукции 11 марта. Но многое осталось за рамками официального мероприятия.

В подводном флоте главное не сами лодки, а оружие. Сегодня в России строят подводные крейсеры проектов 955 и 955А («Борей»), вооруженные твердотопливными баллистическими ракетами подлодок (БРПЛ) «Булава». Однако основную роль в морской составляющей ядерной триады до 2025 года будут играть шесть лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» еще советской постройки с новыми жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2. 1 «Лайнер». Последняя превосходит «Булаву» по дальности (более чем на 2 тыс. км), по точности стрельбы (на 100 м кругового вероятного отклонения) и по забрасываемому весу (на 1650 кг). Это позволяет оснащать «Лайнер» маневрирующими боевыми блоками, что не может быть реализовано на твердотопливных ракетах в связи с меньшим забрасываемым ими весом. Не исключено, что через 10–15 лет, в ходе модернизации, лодки предположительно проекта 955Б получат на вооружение жидкостные ракеты Р-29РМУ3. По ранее сделанной предварительной оценке стоимость разработки комплекса Д-9РМУЗ составляет около 4,5 млрд руб., а серийного изготовления ракет Р-29РМУЗ – соответствует стоимости изготовления Р-29РМУ2.

С развитием средств радиоэлектронной борьбы подводным лодкам придется уйти на еще большую глубину. И такой опыт у российских подводников тоже есть. Вернее, не у подводников, а у гидронавтов (или акванавтов – кому как больше нравится) из Главного управления глубоководных исследований (ГИГУ) Минобороны РФ.

Корреспонденту «НВО» однажды удалось побывать в штабе этого засекреченного управления. На стенах коридора, ведущего к кабинету начальника управления, висели портреты не одного десятка капитанов 1 и 2 рангов. Как объяснил вице-адмирал, хозяин того самого кабинета, все эти офицеры – командиры глубоководных атомных подводных лодок, удостоенные званий Героя Советского Союза и Героя России. Чем они занимались в глубине – по сей день остается за завесой военной тайны, которую лишь чуть-чуть приоткрыли, когда в Комиссию ООН по границам континентального шельфа была представлена российская заявка на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.

В сентябре 2012 года глубоководная подводная лодка из состава отдельной бригады ГИГУ, дислоцирующейся на Кольском полуострове, в течение 20 суток находилась на трехкилометровой глубине в районе поднятия Менделеева, где с помощью манипуляторов акванавты собрали более 500 кг образцов классифицируемого грунта. Эти материалы и стали основным доказательством, что поднятие Менделеева и хребет Ломоносова являются продолжением российского континентального шельфа.

После 2020 года развитие подводного флота получит новое направление. Как писал начальник Генштаба ВС РФ, первый заместитель министра обороны генерал армии Валерий Герасимов, планируется создание глубоководных морских систем нового поколения, развертывание роботизированных систем для выполнения комплекса задач противоминного и противоподводно-диверсионного обеспечения, а также мониторинга подводной среды.

Работы по созданию необитаемых глубоководных подводных лодок, подводных станций и других роботизированных комплексов уже идут полным ходом. Однако можно не сомневаться, что до конца столетия на флоте сохранится профессия подводника. И каждый раз 19 марта, в День подводника, будет звучать традиционный тост: «Чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий!»

Независимое военное обозрение

Оценка: 3.4 / 5
1970 просмотров
Яндекс.Метрика