«Начинка» для нового Ту-160М2 будет готова уже в 2017 году
Основные бортовые системы для новой версии крупнейшего в мире стратегического ракетоносца Ту-160М2 будут готовы уже в следующем году. Главной проблемой в работе над глубоко модернизированным «Белым лебедем» стала отсталость российского машиностроения...
Сейчас в России одновременно идут работы по модернизации всех 16 находящихся в строю стратегических ракетоносцев Ту-160 и созданию практически новой машины — Ту-160М2, объяснил советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев.
«Мы, как концерн, в полном объеме задействованы в обеих работах. В рамках возобновления производства самолета Ту-160 свои технологические решения представили четыре предприятия КРЭТ — «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова», Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП), «Техприбор» и радиозавод «Сигнал», — говорит Михеев.
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970–1980 годах. Эта машина остается самым крупным и самым тяжелым сверхзвуковым боевым самолетом в мире.
Взлетный вес Ту-160 составляет 275 т, максимальная скорость — 2500 км/ч, бомбовая нагрузка — до 45 т.
В НАТО самолет получил название «Блэкджек», среди пилотов отечественной авиации он известен как «Белый лебедь».
По словам Михеева, предприятия КРЭТ ведут разработку «начинки» нового Ту-160М2: вычислительных бортовых систем и средств контроля, а также топливомерных, расходомерных систем и систем управления оружием.
Новый Ту-160М2 будет серьезно отличаться и от старых Ту-160, и от уже прошедших модернизацию машин, уверяет Михеев. «Можно сказать и так: в прежнем корпусе будет принципиально новый самолет. Он в несколько раз увеличит свои боевые возможности. Там будет значительно расширена номенклатура вооружения. Очень серьезно увеличены точностные характеристики», — сказал заместитель генерального директора КРЭТ.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик будет оснащен новым локатором, новым пилотажным комплексом со всеми самыми современными средствами навигации (в том числе самыми современными лазерными гироскопами), а также системами связи, датчиками, топливными приборами и системами индикации.
У самолета будет и новая система управления оружием — более точная навигация. «Для самолетов стратегической авиации исключительной характеристикой является его точное определение места положения. Где он находится в совершенно конкретный момент времени, в какой точке надо будет делать, как говорят летчики, «отцеп изделия», — объясняет Михеев. — Расстояния до объектов поражения уже будут измеряться многими тысячами километров. Поэтому чем точнее будет произведен «отцеп изделия», тем оно точнее будет доставлено к объекту удара. Это очень важно. Самолет стратегической авиации должен из любой точки планеты отправить боеприпас по назначению и с высокой точностью».
Возрастут не только боевые мощности «Белого лебедя», но и возможности машины по ее собственной защите. «Мы создаем на основании наших самых современных наработок принципиально новый бортовой комплекс самообороны или комплекс радиоэлектронной борьбы. С учетом тех заделов, которые у нас есть по ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации или Т-50, российский истребитель пятого поколения. — Ред.), других средств защиты, мы делаем так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. В силу определенных причин мы не можем назвать заданные характеристики комплекса самообороны Ту-160М2. Но, поверьте, он сможет обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета».
Все оборудование для Ту-160М2 необходимо подготовить уже в следующем году, уточняет представитель КРЭТ.
Потом будет процесс установки. Затем испытания. «Пока все идет в соответствии с графиком, утвержденным Минобороны», — подчеркнул Михеев.
Перед КРЭТ стоит также задача устранить все проблемы, которые накапливались в течение длительного времени на уже существующих Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3: заменить элементы бортового оборудования, срок службы которых уже истек.
В первую очередь производится замена продукции украинских предприятий, которые еще в советские времена участвовали в кооперации соисполнителей, уточняет Михеев.
«И ремонт этого оборудования невозможен, и документация практически утрачена. Мы украинские блоки снимаем и на их место ставим совершенно новые собственной разработки. Это не просто продление ресурса, это совершенно новые характеристики. Нет смысла повторять вещи тридцатилетней давности, поэтому мы ставим современное оборудование, которое выводит этот самолет на качественно новый уровень. Все шестнадцать Ту-160, которые стоят в программе, будут модернизированы», — подчеркивает специалист.
Аналогичная работа идет и по Ту-95, и по Ту-22М3. «Министерство обороны хочет все машины дальней авиации привести к какому-то одному облику. В прежние времена самолеты дальней авиации (ДА) выпускались в течение длительного времени. Каждая из машин ориентировалась на выполнение конкретных задач. К примеру, нанесение ударов по морским радиолокационно-контрастным целям, ядерные удары стратегическими крылатыми ракетами, бомбардировки свободно падающими бомбами. Сейчас стоит задача подтянуть все машины ДА до некоего универсального облика, который включает в себя все составляющие возможного боевого применения», — говорит Михеев.
Ранее на каждый самолет отдельно ставились или блоки управления ракетами, или блоки управления бомбами. «Сейчас на их места ставятся цифровые блоки небольшого размера, которые сами определяют тип оружия, которое подвешено в бомболюках, — ракета это, или бомба, или какие-то другие средства поражения. В зависимости от этого соответствующим образом и планируется боевое применение. Все это будет осуществляться автоматически. Подвесили боеприпас, система его опознает, сравнивает его с поставленной задачей, при необходимости корректирует ее. На самом деле все, естественно, гораздо сложнее. Но сам принцип выглядит примерно так», — рассказал Михеев.
Модернизированные стратегические бомбардировщики уже есть в строю, но главные усилия промышленности сосредоточены на создании Ту-160М2.
О возобновлении производства модернизированных Ту-160 с новым вооружением, бортовой электроникой, комплексами связи и радиоэлектронной борьбы сообщил в 2015 году министр обороны Сергей Шойгу. Передача этих машин в Вооруженные силы запланирована на 2023 год, пишет заместитель генерального директора ПАО «Туполев» по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам Валерий Солозобов в своей статье для журнала «Радиоэлектронные технологии».
По его словам, задачу укрепить авиационную составляющую стратегических ядерных сил России поставил лично президент России Владимир Путин. Он также дал указания активизировать работу над перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА) и модернизацией существующих ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС.
В условиях «антироссийской активности США и НАТО» дальняя авиация приобретает все более важное значение, считает и сам представитель ПАО «Туполев».
Основные усилия специалистов сейчас направлены на создание Ту-160М2. От своего предшественника машина сохранит только внешний вид, летные характеристики и аэродинамические свойства, а внутри станет абсолютно новой, подтверждает Солозобов.
Сохранение планера позволит резко сократить затраты времени и средств на длительные летные испытания. Осложняет процесс рабочая, конструкторская и технологическая документация для Ту-160, сохранившаяся на устаревших бумажных носителях. Создание современного самолета по такой технологии проектирования недопустимо, продолжает Солобозов. Это же касается и изготовления деталей планера.
«До начала 2000-х годов фюзеляж, крыло самолетов Ил-76 и Ан-124 штамповали на прессе, который в 1938 году купили в США, смонтировали на заводе в Химках, потом в Ташкенте, чтобы по лицензии выпускать DC-3 (американский ближнемагистральный транспортный самолет Douglas DC-3. — Ред.)», — пишет заместитель гендиректора ПАО «Туполев».
Самыми насущными проблемами в создании Ту-160 для «Туполева» стали создание цифровой технологической и конструкторской документации и обучение рабочего и инженерно-технического персонала. За последние десятилетия в России были утрачены кадры рабочих высокой квалификации, напоминает Солобозов.
Для создания нового ракетоносца необходимо и переоснащение современным оборудованием Казанского авиазавода и других предприятий, выпускающих комплектующие: двигатели, шасси, пневмо- и гидроагрегаты, другие приборы и электронику.
Над упорядочением и оцифровкой технической документации «Туполев» работает совместно с ПАО «Компания «Сухой», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «РСК «МиГ», ОАО «Ил», ПАО «ТАНТК имени Г.М. Бериева» в режиме «виртуального КБ». «Впервые в отечественном авиапроме ведущие конструкторские школы Туполева, Яковлева, Бериева, Сухого, Микояна, Ильюшина успешно взаимодействуют в одной команде», — подчеркивает Солобозов.
Сейчас конструкторы «во всех часовых поясах России» работают над оцифровкой разных частей планера Ту-160.
На современном программном обеспечении создается около полумиллиона чертежей и конструкторской документации в 3D-формате. Отсутствие единого отечественного программного обеспечения в разных организациях, вошедших в «виртуальное КБ», серьезно осложнило работу. Пришлось создавать ПО заново, с привлечением российских IT-специалистов. В таких условиях только «с четвертой ревизии» удалось создать окончательную и полную версию проектных документов.
С таким заделом конструкторы «Туполева» теперь рассчитывают более оперативно наладить производство узлов и деталей Ту-160. Однако производить самолет без серьезной модернизации машиностроения невозможно, констатирует Солозобов. Он надеется, что задачи, поставленные для создания Ту-160М2, станут мощным стимулом для всей российской промышленности.
Михаил Ходаренок, Максим Солопов