ВМС США исследуют скорость таяния льдов Арктики
ВМС США с помощью сотни дронов исследовали скорость таяния арктических льдов. По результатам исследования были скорректированы планы Пентагона по присутствию американских кораблей в Арктике. Согласно прогнозу военных ученых, темпы отступления льда в регионе ускоряются и совсем скоро сделают Северный морской путь конкурентом основных морских транспортных артерий.
Военно-морские силы США анализируют результаты исследований своих подводных дронов, которые действуют подо льдами Арктики. В Пентагоне уверены, что увеличивающиеся с каждым годом темпы таяния арктического ледяного покрова вынуждают США готовиться к соперничеству с Россией в этом регионе, пишет американский военный обозреватель Крис Осборн в своем издании Warrior.
Перед военными моряками США поставлена задача — оценить, как быстро тает лед, и понять, как скоро США и Россия будут конкурировать за новые стратегические водные пути в этом важном районе Мирового океана.
Подводные беспилотные аппараты ВМС США измеряли температуру воды и содержание в ней соли, чтобы помочь американским ученым создать более точные компьютерные модели, с которыми можно было бы предсказать ожидаемый в будущем темп таяния льда, рассказал Warrior научный советник в управлении военно-морских исследований ВМС США Мартин Джеффрис.
По его словам, в ведомстве разработали обновленный план действий в Арктике — «Арктическую дорожную карту» (Arctic Road Map), составленную еще в 2009 году. Документ включает анализ предстоящих задач ВМС США, поисковые и спасательные операции, морскую безопасность, взаимодействие с береговой охраной США, стратегические перевозки и стратегическое сдерживание вероятного противника.
Из этих планов следует, что увеличение температуры воды и уменьшение ледяного покрова в Северном Ледовитом океане в течение ближайших 20 лет потребует существенного увеличения боевого и численного состава ВМС США в этом районе Мирового океана. Постепенное уменьшение площади и толщины арктических льдов означает более открытую воду и появление водных путей для доставки грузов в этом регионе. Рано или поздно это приведет к интенсификации морского судоходства и обострению борьбы за нефть и газ.
«Арктика разогревается в два раза быстрее, чем остальная часть земного шара. Текущий научный консенсус указывает, что Арктика может стать почти свободной ото льда в 2030-х годах», — подчеркивается в новой редакции документа.
Ученые ВМС США, используя для работы под водой беспилотных автономных роботов Seaglider, исследовали в том числе, как формируются арктические льды на границе с открытыми водами, объяснил Джеффрис. Кроме того, в ВМС США также изучили влияние на ледяной покров, температуру воды и атмосферу океанских волн.
«Мы видим, как ледяной покров постепенно отступает. Существенно большие площади океанской поверхности попадают под воздействие атмосферы. Как следствие, поверхностные воды океана становятся теплее из-за поглощения солнечного излучения», — рассказал Джеффрис.
По его мнению, речь идет о таком явлении, как «механизм обратной связи с альбедо». Альбедо — характеристика отражающей способности той или иной поверхности. Поверхность льда обладает намного более высоким альбедо, что позволяет ей эффективнее отражать солнечный свет. Вода же намного более темная, чем лед, и поглощает намного больше солнечного излучения, которое ее нагревает. Чем больше становится воды вместо льда, тем быстрее ускоряется процесс таяния ледников.
Дроны Seaglider, с помощью которых ВМС США исследуют Арктику, представляют собой 2,8-метровые подводные роботы весом 50 кг. Они в состоянии погрузиться вместе с измерительной аппаратурой на глубину до одного километра. Первоначально этот беспилотник разрабатывался управлением военно-морских исследований США для работы в открытом океане, но с равным успехом может использоваться и для измерений под арктическим льдом, объяснил Джеффрис.
Еще к концу лета 2014 года команда ученых развернула более чем 100 роботизированных платформ в Арктике, объяснил Джеффрис.
Seaglider были запрограммированы таким образом, чтобы получать акустические сигналы от подводных источников, подвешенных на тросах к своеобразным буям, вмороженным в лед в заранее определенных местах. Эти акустические сигналы позволяли беспилотным аппаратам знать точную информацию о своем местонахождении в океане, рассказал представитель научного управления ВМС США Джеффрис.
Согласно исследованию, сейчас в Арктический регион поступают более теплые воды из Атлантического и Тихого океанов. Теплое течение из последнего находится на глубине примерно 50 м ниже поверхности Северного Ледовитого океана, а более теплые воды атлантического течения располагаются существенно глубже — на 200–250 м ниже уровня моря. Ветер ломает эту водную стратификацию и приносит тепло из глубин океана ближе к поверхности. Тем самым формируются более теплые слои воды, которые, в свою очередь, приводят к усиленному таянию льда.
Управление военно-морских исследований ВМС США активно работает над технологиями, улучшающими способность американских кораблей действовать в холоде, снегу, льдах и туманах арктических морей.
Предполагается использование в ВМС США кораблей специального ледового класса.
Также планируется встроить нагревательные элементы в надстройки самих судов.
Поскольку у российского Военно-морского флота также есть планы увеличить свое присутствие в Арктике, сейчас исследования в этом направлении были ускорены.
Русские, напоминает издание Warrior, имеют в своем распоряжении линейный ледокольный флот, крупнотоннажные суда арктических ледовых классов, системы связи, навигации и гидрографии. Благодаря этому Москва в состоянии обеспечить проход коммерческих судов через ледяные паковые поля.
С развитием Северного морского пути Суэцкий и Панамский каналы могут получить серьезного конкурента природного происхождения, а государства, которые реализуют проекты трансконтинентальных перевозок по арктическим трассам, — высокие экономические и политические дивиденды.
Важность для России военной активности в Арктике подтвердил начальник Главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской во время церемонии представления президенту Путину офицеров в связи с назначением на высшие командные должности.
«Основные усилия Генеральный штаб сосредотачивает на повышении боевых возможностей, возможностей Вооруженных сил, развертывании и усилении группировок войск на западном, юго-западном и арктическом стратегических направлениях», — подчеркнул Рудской.
В феврале Министерство обороны России совместно с представителями отечественных промышленных предприятий провели в Арктике испытания новейшей военной и специальной техники.
Как рассказал замглавы военного ведомства Дмитрий Булгаков, специалисты Главного бронетанкового управления Минобороны и сотрудники промышленности устроили поход на современных образцах снегоболотоходной техники из находящегося за полярным кругом поселка Тикси Республики Саха. Участники испытаний преодолели более 2 тыс. км до острова Котельный и обратно по льду моря Лаптевых между островами Новосибирского архипелага и прибрежной зоной.
Еще в конце 2015 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что Россия завершила обустройство четырех военных баз на нескольких островах Северного Ледовитого океана. Тогда же было начато строительство городка на острове Земля Александры и возведение военных объектов на островах Котельный, Врангеля, Средний, Новая Земля и на мысе Шмидта.
Шойгу тогда уточнял, что одна из российских баз — «Арктический трилистник» на островах архипелага Земля Франца-Иосифа, граничащих с Норвегией, — станет самым северным объектом военной инфраструктуры России и единственным в мире объектом капитального строительства на 80-м градусе северной широты.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий ОПК, в конце февраля в интервью «Российской газете» заявил, что освоение Арктики позволит вернуть российской промышленности мировую репутацию.
Владимир Путин собирается в конце марта посетить Землю Франца-Иосифа, как указано в официальном анонсе, чтобы оценить результаты проведенной на ней силами военных «уборки».
Не оставляют без внимания Арктику и остальные государства региона. 25 марта по итогам прошедшей в Бостоне 8-й региональной конференции восемь арктических стран — Россия, США, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция — подписали совместное заявление о взаимодействии в случае чрезвычайных ситуаций и совместных операций в Арктике.
Михаил Ходаренок