Оборонка создает для ВМФ два плавающих бронетранспортера
Авторитетный военный блог bmpd, выходящий под эгидой Центра анализа стратегий и технологий, сообщил о том, что в России создан первый опытный образец нового гусеничного бронетранспортера БТ-3Ф, предназначенного для морской пехоты. Он обладает повышенной плавучестью и способностью к авиационному транспортированию. Машина разработана курганским СКБ Машиностроения, которое входит в концерн «Тракторные заводы» (КТЗ).
Разработка бронетранспортера началась в 2011 году. В качестве платформы для новой машины была выбрана боевая машина пехоты БМП-3Ф, выпускающаяся на Курганмашзаводе с середины 90-х годов, и обладающая мощным вооружением. Боевая башня оснащена артиллерийской установкой калибра 100 мм, спаренными 30-мм пушкой и пулеметом калибра 7,62 мм. Помимо этого в корпусе расположены еще два пулемета того же калибра.
Все это великолепие с платформы сняли. И вместо обитаемой орудийной башни установили необитаемый дистанционно управляемый боевой модуль ДПВ-Т, вооруженный пулеметом калибра 7,62 мм. За счет этого было достигнуто радикальное высвобождение внутреннего пространства. Это позволило увеличить численность перевозимого десанта до 15 человек, не считая двух членов экипажа. Причем, как утверждают разработчики, повышена комфортность пребывания на борту. Это важное обстоятельство, поскольку БТ-3Ф способен находиться на плаву с включенным двигателем до 7 часов.
В перспективе возможна замена ДПВ-Т другим боевым модулем с пулеметом калибра 12,7 мм или 14,5 мм, а также с автоматическим 40-мм гранатометом. Бронетранспортер оснащен теле-тепловизорным прицелом и лазерным дальномером.
Помимо решения задач по десантированию БТ-3Ф может использоваться для перевозки большого объема грузов, боеприпасов, а также для размещения спецаппаратуры в случае использования бронетранспортера в качестве пункта управления и разведки.
Поскольку БТ-3Ф — это, по сути, глубокая модернизация БМП-3Ф, то можно предположить, что он не только унаследовал характеристики прототипа в части мореходности, остойчивости и энергонасыщенности, но и превзошел их. Поэтому, поскольку ТТХ новой разработки по-прежнему держат в секрете, придется ориентироваться на боевые качества БМП-3Ф, предполагая некоторое их превышение.
Машина оснащена телескопической воздухозаборной трубой. Обладает высокой маневренностью на плаву, может передвигаться при волнении до трех баллов и вести прицельную стрельбу — до двух баллов. Бронетранспортер способен находиться в воде до семи часов и выходить на берег в условиях прибойной волны. На плаву в качестве движителей используются водометы.
На шоссе развивает скорость в 70 км/ч. Преодолевает 30-градусный подъем, ров глубиной 2,2 м, стенку высотой 0,7 м.
Что же касается бронезащиты, то лобовая броня выдерживает попадание снарядов калибра 30 мм, борта — пули калибра 12,7 мм. Однако в связи с тем, что в последнее время в отечественном танкостроении бурно развивается направление активной и динамической защиты, можно предположить, что стойкость бронезащиты у БТ-3Ф должна увеличиться.
Предполагается, что БТ-3Ф заменит плавающий многоцелевой легкобронированный транспортер МТ-ЛБ, принятый на вооружение в далеком 1964 году. Хоть боевые задачи у этих двух машин и разные. БТ-3Ф в первую очередь предназначен для доставки десанта к месту проведения операции. МТ-ЛБ же, по сути, плавающий грузовик, который занимается доставкой грузов вне зоны ведения противником интенсивного обстрела.
Впервые новый бронетранспортер морской пехоты будет представлен на международном форуме «Армия-2016». Кстати, там же будет показана последняя модификация БМП-3, получившая название «Драгун», в модульный набор вооружения которого может входить мощная 125-мм автоматическая пушка.
Колесное шасси
Наблюдается движение и на направлении усовершенствования бронетранспортеров на колесной платформе. И также предназначенных для использования в ВМФ. В Министерстве обороны на этапе утверждения находится проект увеличения огневой мощи БТР-82А, о чем сообщает источник «Известий» в военном ведомстве.
Эта линейка вооружения берет свое начало с плавающего бронетранспортера БТР-70, разработанного на Горьковском автомобильном заводе и внедренном в серийное производство в 1976 году. В процессе эксплуатации было выявлено несколько существенных недостатков. Основной заключался в том, что два бензиновых двигателя, имевшие суммарную мощность 240 л.с., не обеспечивали достаточную надежность и потребляли повышенное количество топлива. Также водометные движители постоянно засорялись водорослями и придонным грунтом.
С этими проблемами ГАЗ справился, создав БТР-80, который был принят на вооружение в 1986 году. Машина, оснащенная 260-сильным дизельным двигателем, получилась универсальной, ее в равной мере использовали и в морской пехоте, и в мотострелковых частях. БТР успел повоевать в Афганистане. Широко используется он и сейчас, находясь на вооружении не только российской армии (более 3 тыс. машин), но и в армиях еще почти трех десятков стран. Любопытно, что самым крупным иностранным эксплуатантом является Турция (около 500 единиц).
БТР-80 — прекрасная машина, которая по огневой мощи в прошлом столетии была близка к боевым машинам пехоты. На нем установлены два пулемета: калибра 7,62 мм и 14,5 мм. Причем крупнокалиберный пулемет Владимирова, созданный на базе авиационной пушки, позволяет поражать легкобронированные цели на дистанции до 1,5 км.
Однако в стратегию современной войны с серьезным противником БТР-80 уже не вполне вписывается. Поэтому в конце нулевых годов на Арзамасском машиностроительном заводе была проведена ОКР по глубокой модернизации «старослужащего» бронетранспортера. В результате появился БТР-82, который был принят на вооружение всего лишь 3 года назад. И он не только совсем «свежий» БТР, но и относится к новому поколению бронированной техники.
В нем присутствует целый ряд систем, которые отсутствуют у техники прошлого века. Прежде всего, появился необитаемый боевой модуль, который управляется дистанционно. Это, с одной стороны, высвободило часть внутреннего пространства БТР. С другой, — повысило защищенность экипажа, поскольку позиция стрелка в орудийной башне уязвима при обстреле машины противником. Также возросла живучесть экипажа за счет вынесения боекомплекта за пределы обитаемого пространства.
Боевой модуль включает в себя пушку калибра 30 мм и спаренный с нею пулемет калибра 7,62 мм. При этом оружие снабжено двухплоскостным цифровым стабилизатором. Что в совокупности с новейшей системой поиска и сопровождения целей позволяет вести точный огонь на ходу в любое время суток при любой погоде. При стрельбе можно использовать режим дистанционного подрыва снаряда.
Внутри корпуса имеется противоосколочная защита экипажа. Установлен кондиционер. Используется эффективная система пожаротушения. К еще одному мероприятию, служащему для повышения живучести экипажа, относится использование энергопоглощаемых кресел как для экипажа, так и для десантников. Также повышена противоминная стойкость машины.
Для связи с командным пунктом и другими машинами подразделения используется цифровая связь при помощи радиостанции пятого поколения, работающей в режиме кодирования. Также имеется система топографического ориентирования, включающая спутниковый навигатор ГЛОНАСС/NAVSTAR, автономную инерциальную систему навигации с максимальной погрешностью в 4,5 км на расстоянии в 700 км, а также электронную карту местности.
Повышение огневой мощи БТР-82 по сравнению с БТР-80, безусловно, благотворно повлияло на боевые возможности машины. Однако, как известно, нет предела для совершенства. Как уже было сказано выше, такая задача возложена на разработчиков БТР-82, которые должны заменить 30-мм пушку на орудие калибра 57 мм. Это даст возможность увеличить не только массу боевой части, но и существенно увеличить дальность стрельбы и повысить кучность.
Конструкторам предстоит заменить боевой модуль на другой — АУ-220М «Байкал», созданный в нижегородском ЦНИИ «Буревестник», входящем в научно-производственное объединение «Уралвагонзавод». Помимо пушки модуль оснащен спаренным пулеметом калибра 12,7 мм.
Использование более мощной пушки позволяет расширить функциональные возможности. То есть можно вести огонь не только по наземным, но и по воздушным целям. При этом максимальная высота и дальность поражаемых целей равны соответственно 5 км и 8 км. Скорострельность пушки — 120 выстрелов в минуту. Правда, зенитные самоходные установки имеют существенно большую скорострельность. Но это вынужденная мера, связанная с невысокой вероятностью поражения цели одним снарядом. Система управления огнем АУ-220М позволяет существенно повысить эффективность расхода снарядов. При стрельбе по наземным целям дальность поражения достигает 12 км. Управление боевым модулем полностью дистанционное и автоматическое. Электронные системы обнаруживают цель, сопровождают ее, выбирают необходимый для поражения тип снаряда и производят выстрел.
У модуля АУ-220М огромные перспективы. Уже сейчас он устанавливается чуть ли ни на десяток различных шасси — колесных и гусеничных. Специально для мобильного артиллерийского зенитного комплекса «Деривиация-ПВО» тульское КБ Точмаш создало 57-мм управляемый снаряд. Тем самым в области зенитной артиллерии был совершен громадный шаг вперед. Вполне возможно, что новый боеприпас может быть частично включен в боекомплект БМП-82.
Владимир Тучков