Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

На пороге битва за Арктику

АНАЛИТИКА 10.03.2016 в 05:39

Тяжело чувствовать себя обделенным. А американцы — обделенная страна. Им достался самый маленький сектор в Арктике и то, только потому, что Россия когда-то продала Аляску.

Но янки не собираются сдаваться. Их директива гласит: «В Арктике Соединённые Штаты имеют широкие фундаментальные интересы в сфере национальной безопасности и готовы действовать независимо либо в союзе с другими государствами по защите этих интересов».

Фундаментальные интересы — это серьезно. Но давайте сначала разберемся: что так заинтересовал янки этот край ледяных торосов и белых медведей?

Северный морской путь

Что есть вкусного на Ближнем Востоке? Нефть. Нефти там много. Но черного золота полно и в других местах.

А вот Суэцкий канал — штука уникальная. Через Африку возить товары в Европу из Азию и обратно достаточно накладно. Поэтому хитрые людишки решили прорыть себе канальчик и смешать водичку Средиземного моря и Красного.

И с тех пор ни войны, ни пираты не могут остановить грузопоток через этот шлюз. А для Египта эти несчастные несколько километров воды стали национальным достоянием и одной из главных статей дохода страны.

Спокойствия на Ближнем Востоке и Африке в ближайшие десятилетия не намечается. И торговые компании с удовольствием бы выбрали альтернативный маршрут, но его нет. Точнее, раньше не было.

Первый директор группы арктических региональных исследований профессор Уолтер Бербрик: «В ряде прогнозов утверждается, что Арктика будет полностью открыта для судоходства в летний период уже с 2023 года».

Еще недавно пролив Вилькицкого был свободен ото льда 20-30 дней в году. Сейчас этот срок увеличился. А в ближайшем будущем период свободной навигации по нему будет возможен 80-90 дней.

Тают льды, тают. И это дает нам возможность превратиться в транспортную сверхдержаву со всеми вытекающими:

1) Доходы. Спросите у Египта, рад он Суэцкому каналу?

2) Развитие северной инфраструктуры: порты, железные дороги, новые города на месте поселков.

3) Геополитическое влияние. Спросите у Турции, рада она Дарданеллам? Хотя нет, не спрашивайте, мы не разговариваем. Отбейте вопрос морзянкой… из Коалиции-СВ.

Нефть. Газ

Нефть, бьющая из-под земли, стоит только воткнуть трубу в песок, кончилась даже на Ближнем востоке. Теперь нефть нужно добывать. И чем дальше — тем сложнее. А в Арктике нефти много. А газа еще больше.

А право имеем?

Хотим мы всех этих плюшек? Хотим. И главное — имеем право. Просто хотя бы потому, что если бы не русские, на северном побережье Евразии сейчас были бы только сосульки да норвежские рыбаки — и то не дальше сорокового меридиана.

Это Русский север: здесь русские моря, кости русских первопроходцев, вмерзших в лед, русские города и русские порты. И только русские сумели создать ледокольный флот, засунув ядерный реактор в корабль, чтобы плавать по своим замершим морям.

Это наша вода, наш холодный дом.

Янки, гоу хом!

Министр обороны США Р. Гейтс, обращаясь к военнослужащим на Аляске, сказал следующие слова:

«…соревнование за ресурсы Арктики будет усиливаться, потенциально вырастая в новую беспрецедентную экономическую и политическую проблему, и даже проблему безопасности. Я думаю, с течением времени ваша роль здесь будет возрастать».

Недавно Американцы решили обновить свои карты Арктики и обратились с этим предложением к Арктическому совету:

«Сейчас не хватает точных карт по Арктике. За последние десятилетия изменилась береговая линия, многие острова ушли под воду».

Когда потенциальный противник вдруг становится озабоченным картами местности — это недобрый знак.

А еще американцев вдруг начала беспокоить недалекость умов их населения:

«Большинство американцев не ездили в Арктику и не имеют о ней представления. Даже пугает, насколько американцы не представляют, где находится Аляска. Большинство американцев думают, что это удаленное место, где бродят белые медведи, и больше ничего нет. Даже в прогнозах погоды она изображается где-то на периферии».

Нет, янки не тупые, у них просто система образования такая. Но раньше руководство США это не беспокоило.

И конечно пугает то, что население не в курсе, как много нефти, газа, денег и как мало демократии в том месте, где американцам придется морозить свои американские задницы и, быть может, проливать свою исключительную кровь.

Общественное мнение нужно готовить заранее.

В чем разногласия?

Все просто. Такие страны как Россия, Канада, Норвегия считают, что прибрежные воды, маршруты судоходства и богатства, что под водой, принадлежат им. За добычу ресурсов и проход кораблей иностранные компании должны будут заплатить денежку. Взамен предоставляется инфраструктура и главное — безопасность.

Американцы полагают, что прибрежные воды должны быть международными, желательно бы еще с кусочком побережья, но можно и так. Управлять добычей ископаемых и грузоперевозками в этом случае будет Арктический союз. А уж как организовать управление самим союзом, американцы придумают — дело техники. Первый раз что ли?

Вот и все.

Кто же будет в итоге прав?

А кто будет на Севере хозяином, тот и будет прав.

А у американцев с этим сложности. Ледовитый океан — это не персидский залив, туда не загонишь авианосец и не скажешь: «Так, я теперь тут главный». У американцев нет атомного ледокольного флота. А из имеющихся дизель-электрических ледоколов только 2 могут сравниться с нашими атомными монстрами, да и те уже староваты.

Надводному флоту без сопровождения ледоколов делать в Арктике в зимнее время абсолютно нечего. А если с сопровождающим ледоколом вдруг что-то случится (а всякое может быть, край суровый и люди на Севере живут суровые), то надводный флот превратится в памятник глупому самодовольству, пока не уйдет под воду по весне.

Разрабатывать какие-либо военные десантные операции с расчетом на 5-месячную летнюю навигацию… к нам приходили с разными планами блицкрига, но с такими оптимистичными, пожалуй, впервые.

Работать авиацией американцы могут только с территории Аляски или Норвегии, а это несколько ограничивает спектр возможностей. Самолеты без прикрытия дружественной ПВО чувствуют себя в отдалении от родных баз не очень уютно.

Ну и плюс: перед нами стоят задачи защиты, обороны своей территории, а это всегда проще реализовать, чем наступление.

Готовь сани летом

Внимание мира сосредоточено на Сирии, но придет время, и взгляды упрутся в Арктику. Тогда готовиться уже будет поздно.

Это сейчас наша армия — предмет гордости, а иногда и удивления. Но такой она стала не вчера и не в прошлом году. Она становилась сильной постепенно, и сила эта складывалась из многолетних кропотливых трудов.

К борьбе за Арктику мы также стали готовится заранее. Не первый год наши военные корабли ходят по Северному Морскому пути. В 2013 году мы вернулись на брошенный в начале 90-х остров Котельный и начали восстанавливать на нем базу. В этом году строительство базы было закончено. Ее аэродром может принимать самолеты типа Ан-72, Ан-74 и Ан-26. И в скором времени взлетную полосу планируется модернизировать для приема стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев типа ПАК ДА.

А это, как вы понимаете, весьма и весьма серьезно. Даже в советское время на острове не было сконцентрировано столько мощи.

В этом же году были достроены пять баз на островах Земля Александры, Средний, Врангеля и на континенте: в поселке Рогачево, на мысе Шмидта.

В будущем году их заполнят сотни наших солдат. Вы слышите? Не десятки групп, а сотни солдат только нового пополнения к уже имеющемуся в Арктике контингенту. Кроме того, мы планируем в ближайшее время развернуть базы на Чукотке и на Курилах.

И в добавок ко всему этому откроем 10 арктических поисково-спасательных станций, 16 глубоководных портов, 13 аэродромов и 10 радиолокационных станций ПВО, чтобы прикрыть весь русский север.

Летом прошлого года на Таймыре прошли масштабные межвидовые тактические учения. Тысяча моряков и солдат, более 50 единиц боевой техники. В первом полугодии этого года в Арктике пройдет массовое десантирование наших голубых беретов.

Мы подошли к созданию арктической группировки основательно: разработан камуфляж, обмундирование, масла для техники, присадки к бензину для двигателей, тягачи и вездеходы, жилые помещения и пр.

Все это делается для того, чтобы к 2018 году самодостаточные мобильные группировки войск в Арктике чувствовали себя как дома.

Сергей Черкасов

politrussia.com

Оценка: 3.0 / 4
3413 просмотров
Яндекс.Метрика