Компании не хотят раскрывать геологические данные
"Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз" выступили против идеи Минприроды открыть доступ к информации о запасах и параметрах освоения месторождений. Эти данные будут открыты на едином портале геологических данных, создание которого, по данным "Коммерсанта", намечено на 2017 год. Но нефтяники считают, что раскрытие приведет к недобросовестной конкуренции и снижению привлекательности активов. Впрочем, по мнению аналитиков, нефтяники скорее опасаются ужесточения госконтроля.
Главы крупнейших нефтяных компаний просят Минприроды не делать общедоступными геологические данные по осваиваемым ими месторождениям. Соответствующее письмо на имя главы Минприроды Сергея Донского подписали Игорь Сечин ("Роснефть"), Вагит Алекперов (ЛУКОЙЛ), Владимир Богданов ("Сургутнефтегаз") и Александр Дюков ("Газпром нефть"). Сведения могут появиться в открытом доступе после запуска Единого фонда геологической информации, что произойдет в середине 2017 года (нормативные акты вступили в силу в 2016 году). Предполагается, что любой гражданин РФ сможет получить первичную (геофизическую и геохимическую) и интерпретированную геологическую информацию (отчеты, карты, планы, эскизы). Первичная будет открыта спустя три года с момента ее представления в Росгеолфонд, интерпретированная — спустя пять лет. Для существующих лицензий требования вступят в силу немедленно.
Но нефтяники считают, что раскрытие сведений создает риск снижения стоимости месторождений до выхода на окупаемость, а также может быть использовано для недобросовестной конкуренции и "вызовет отсутствие интереса у потенциальных инвесторов для дальнейшего геологического изучения и разработки месторождений".
Поэтому топ-менеджеры предлагают Минприроды не раскрывать интерпретированную геологическую информацию по оценке и разведке месторождений до окончания срока разведочной лицензии и начала опытно-промышленной добычи. Что касается данных по запасам месторождений, технико-экономическому основанию их разработки и коэффициентам извлечения нефти и газа, то их предлагается вообще не раскрывать до окончания пользования месторождением. По мнению нефтяников, не следует публиковать и сведения о разработке оборудования или методик разведки и добычи, так как они могут содержать ноу-хау. Предложения касаются добычи как углеводородов, так и твердых полезных ископаемых, и для их рассмотрения нефтяники попросили Минприроды провести совещание; его дата еще не определена.
В компаниях отказались от комментариев. Источник в Минприроды отметил, что на момент разработки проекта он ни у кого не вызвал нареканий. Сейчас все недропользователи ежегодно представляют данные о запасах в Росгеолфонд по форме 6-ГР и о геологическом изучении недр — по 3-ГР, но толком эта информация никем не проверяется, говорит он. "Работа фонда позволит обеспечить госорганы полной информацией о недрах на территории РФ и ее континентальном шельфе",— отмечал в июне 2015 года министр Сергей Донской. Открытый доступ к геологической информации повысит достоверность данных, что важно в рамках текущей работы по актуализации лицензий, отметил источник в министерстве.
Компании вкладывают средства в геологоразведку, поэтому неясно, почему они должны делиться своими данными, рассуждает источник в отрасли. Этот вопрос особенно чувствителен для "Роснефти": за последние годы компания набрала много лицензий в Арктике и должна вложить большие средства в их разведку. "Есть опасения, что данные по уже разведанным участкам можно использовать для оценки неразведанных соседних участков",— отмечает один из источников. Впрочем, получение геологических данных упростит оценку месторождений для возможных инвесторов, полагает другой собеседник. Он отмечает, что доступ к данным сделает геологоразведку более эффективной, что позволит компаниям уйти от лишних трат.
Карен Дашьян из Advance Capital считает, что в технологиях геологических работ в "глобальном смысле нет нового, поэтому непонятно, зачем это прятать". Геологические данные на ранней стадии разработки месторождений могут интерпретироваться по-разному, добавляет он. По мнению аналитика, нефтяники не желают раскрывать их, "дабы не провоцировать проверяющие органы, которые могут усилить давление по исполнению лицензионных обязательств".
Дмитрий Козлов