Ракетный комплекс "Искандер М" необходимо использовать для решения более широкого круга задач
В середине ХХ века, в 50–60-е годы, в США и СССР были проведены испытания ядерного оружия. Эти испытания поставили человечество перед проблемой выживания перед угрозой глобального ядерного конфликта. В связи с этим были разработаны и приняты Советом Безопасности ООН, а также военно-политическим руководством США и СССР и ряда других государств документы, позволившие ограничить эту угрозу человечеству.
В частности, были приняты следующие договоры: Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО); Договор между Россией и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП); ряд Договоров о сокращении ядерных вооружений (СНВ-1, СНВ-2, СНВ-3), а также Договор между Россией и США о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД).
Все эти усилия привели к тому, что применение ядерного оружия фактически было преобразовано в систему ядерного сдерживания – как стратегическим, так и тактическим ядерным оружием. Система ядерного сдерживания непрерывно совершенствуется. Одним из направлений этого совершенствования в России является создание новых, более совершенных ракет типа «Сармат», «Ярс», «Булава».
Военно-политическое руководство США заявило, что Вашингтон не будет разрабатывать новые ядерные боеприпасы мегатонной мощности, так как зачем тратить средства, если они не будут применяться. Однако Соединенные Штаты продолжают совершенствовать существующие ядерные мегатонные боеприпасы. Так, например, проведена модернизация ядерной боевой части авиационной бомбы В-61 в В-61-12. Это необходимо потому, что, по мнению военно-политического руководства США, следует неустанно поддерживать ядерный паритет с Российской Федерацией.
В ЧЕМ НЕЯДЕРНЫЙ СЕКРЕТ
Впрочем, человечество четко осознает, что глобальное применение ядерного мегатонного оружия постепенно снижается и сходит на нет. Об этом четко высказался президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеративному собранию от 13 декабря 2013 года: «Увеличение зарубежными странами потенциала стратегических высокоточных систем в неядерном исполнении в сочетании с наращиванием возможностей систем ПРО может свести на нет ранее достигнутые договоренности в области ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, привести к нарушению так называемого баланса сил».
Развитие технического прогресса, появление оружия на новых физических принципах, понимание человечеством невозможности применения стратегических ядерных сил (мегатонных ядерных боеприпасов) приводят к тому, что создается новая система неядерного сдерживания оружием в обычном снаряжении, то есть фактически речь идет о системе неядерного сдерживания.
Таким образом, создаются условия, когда наряду с совершенствованием системы стратегического ядерного сдерживания разрабатываются все новые формы сдерживания. Так, в США разрабатывают концепцию Неядерного быстрого глобального удара (НБГУ), которая предусматривает нанесение мощного конвенционального удара несколькими тысячами стратегических ракет, ядерные заряды которых заменены на обычные высокоточные боеприпасы. Следовательно, наравне с понятием «ядерное сдерживание» появилось «неядерное сдерживание».
Неядерное сдерживание может быть стратегическим или нестратегическим. Стратегическое неядерное сдерживание осуществляется нанесением ударов стратегическими бомбардировщиками с бомбами в обычном снаряжении, неядерными крылатыми ракетами морского и берегового базирования.
Нестратегическое неядерное сдерживание проводится тактической авиацией с бомбами в обычном снаряжении, силами и средствами наземного базирования, ракетно-артиллерийскими формированиями объединенного стратегического командования (ОСК), которое должно выполнять боевые задачи на глубину 1000–1200 км, и общевойсковой армии (ОА), которая должна выполнять боевые задачи на глубину 800–1000 км, а также дивизионной и бригадной артиллерией.
Примером стратегического неядерного удара Россией может служить недавнее применение неядерных крылатых ракет с боевых кораблей ВМФ РФ, дислоцируемых в Каспийском море по боевикам запрещенной в России ИГ в Сирии. Причем удары по объектам вероятного противника стратегическими неядерными силами и средствами могут проводиться не ближе 500 км от линий боевого соприкосновения войск. Этим создается зона нанесения ударов стратегического неядерного сдерживания и зона нестратегического неядерного сдерживания. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность ударов с применением боевых средств ракетного комплекса «Искандер М» (9К720) по дальности.
Ракетный комплекс «Искандер М» (9К720) имеет на вооружении ракеты Р-500 с дальностью пуска до 500 км и Р-400 – с дальностью пуска до 400 км. Организационно ракетный комплекс «Искандер М» входит в ОСК. Однако данный ракетный комплекс может нанести удары в зоне нестратегических неядерных сил и средств. С учетом того, что боевой порядок ракетной бригады, в которую входит ракетный комплекс «Искандер М», отступает от линии боевого соприкосновения войск на 100 км, дальность досягаемости ударов ракетами данного ракетного комплекса составит для ракет Р-500 – 400 км, а для Р-400 – 300 км.
ПРО В УДАРНОМ ВАРИАНТЕ
Как отметил президент Российской Федерации Владимир Путин во время визита в Грецию в мае 2016 года, «на размещение комплексов ПРО в Восточной Европе мы вынуждены будем сейчас соответствующим образом отреагировать». Москва опасается, что ПРО США можно будет превратить в ударные комплексы с дальностью покрытия 2,4 тыс. км. Для этого достаточно поменять программное обеспечение, что позволит применять из пусковых установок крылатые ракеты большой дальности. Президент России предупредил, что ответные действия с нашей стороны возможны и в отношении Польши.
Еще два года тому назад США начали готовить наземные плацдармы в Румынии и Польше. За это время в этих странах построены новые первоклассные аэродромы для посадки и взлета тяжелых бомбардировщиков, построено много подземных хранилищ для оружия и боеприпасов. Все это – подготовка условий для развертывания войск блока НАТО. В то же время в Румынии и Польше началось строительство подземных шахт для размещения в них ракетных комплексов с дальностью пуска 2600 км, которые будут иметь подлетное время от Румынии до Москвы 10 минут. Вот для чего построили США систему ПРО в Румынии и строят такую же систему в Польше.
Встает вопрос: а можем ли мы использовать ракетный комплекс «Искандер М», разместив его на территории Крыма, для нанесения ударов по военной базе в Румынии – Давеслу, где построена американская система ПРО?
Расстояние от Крыма до базы Девеселу составляет 1130 км. Совершенно очевидно, что через некоторое время такая же ракетная база, как в Румынии, будет построена и в Польше.
По всей вероятности, необходимо разместить боевые порядки ракетного комплекса «Искандер М» в Калининградской области и на западе Белоруссии. Тогда, как говорил президент РФ Владимир Путин, мы будем проводить определенные действия, когда увидим ракеты на сопредельной территории.
Совершенно очевидно, что в существующем варианте ракетный комплекс «Искандер М» не может наносить удары по этим объектам (недостает по дальности). А ведь применение этого ракетного комплекса по данным объектам наиболее эффективно. Следовательно, надо увеличивать дальность пуска ракетного комплекса «Искандер М», то есть провести модернизацию ракет этого комплекса Р-500 и Р-400, с тем чтобы они могли наносить удары не только в зоне сдерживания, но и в зоне стратегического неядерного сдерживания.
Тем более что необходимо обеспечить выполнение боевых задач оперативных объединений ОСК и ОА, глубина которых составляет 800–1200 км. Следовательно, если ракетный комплекс «Искандер М» будет иметь дальность пуска порядка 800–1200 км, то все объекты нападения на Россию, размещенные в Восточной Европе, могут поражаться боевыми средствами комплекса «Искандер М». И это надо делать как можно скорее, так как США продолжают наращивать боевой потенциал в Европе против Российской Федерации.
О ВЫХОДЕ ИЗ ДОГОВОРА РСМД
Главным препятствием к увеличению дальности пуска ракет ракетного комплекса «Искандер М» является существующий Договор о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Мы считаем, что нужно выходить из этого Договора, тем более что США вышли из Договора 1972 года по ПРО и не выполняют Договор по РСМД. Главным образом тем, что Америка устанавливает пусковые установки наземного базирования в Румынии и Польше, которые технически позволяют применять с них крылатые ракеты большой дальности.
Выход России из Договора РСМД позволит, используя ракетный комплекс «Искандер М», полноценно выполнять боевые задачи в составе ОСК и ОА.
Опыт показывает, что наравне с развитием технического прогресса развиваются и способы боевого применения войск в современных, а тем более в перспективных боевых операциях вероятного противника.
Так, в проводимых вооруженных конфликтах ХХI века оперативное построение войск вероятного противника осуществляется на глубину 1000 км и более. Причем второй оперативный эшелон, резерв войск и важные объекты (цели) располагались от линии соприкосновения войск на удалении 1000–1200 км.
Следовательно, ракеты ракетного комплекса «Искандер М» Р-500 и Р-400 должны иметь дальность поражения военных объектов в зоне ударов стратегических неядерных сил и средств, то есть на удалении не менее 1000–1200 км.
ПЕРЕХОД «ИСКАНДЕРА» В СИСТЕМУ НЕЯДЕРНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО СДЕРЖИВАНИЯ
После модернизации с созданием ракет ракетного комплекса «Искандер М» с указанной выше дальностью пуска данный ракетный комплекс может перейти в систему стратегического неядерного средства поражения вероятного противника. В частности, он сможет выполнять боевые задачи по поражению военных баз в Румынии и Польше. Таким образом, в ходе совершенствования ядерного сдерживания формируется неядерное сдерживание.
Ракетный комплекс «Искандер М» является в настоящее время нестратегическим неядерным средством Сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации. Для перехода ракетного комплекса «Искандер М» в стратегическое средство поражения необходимо провести модернизацию ракет этого комплекса, увеличить дальность пуска ракеты Р-500 до 1000–1200 км, а ракеты Р-400 – до 800–1000 км. А также выйти из Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности.
В этом случае ракетный комплекс «Искандер М» сможет поражать военные базы в Восточной Европе, где осуществляется подготовка развертывания воинских формирований блока НАТО. Этим будет усилена военная и национальная безопасность Российской Федерации.
Виктор Саксонов,
полковник в отставке, кандидат военных наук, профессор