Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» представила первую партию многоцелевых истребителей МиГ-35. Таким образом, выполнен первый этап опытно-конструкторской работы в интересах Минобороны России. Летные испытания новейшего боевого авиационного комплекса с интегрированными информационно-прицельными системами пятого поколения начнутся в 2016 году.
Существенное преимущество МиГ-35 – полная унификация и аналогичные возможности одно- и двухместного вариантов. При этом двухместная машина решает задачи, которые раньше возлагались на специализированные учебно-боевые самолеты. Сегодня корпорация проводит работу по подготовке к производственному запуску новых истребителей поколения 4++.
«Мы много сделали для увеличения ресурса самолета и снижения стоимости его эксплуатации, что чрезвычайно важно для массового легкого истребителя. Дополнительное конкурентное преимущество МиГ-35 – возможность использовать для его эксплуатации инфраструктуру МиГ-29. Мы надеемся, что МиГ-35 поступит в Воздушно-космические силы России в период с 2018-2020 годов», - заявил гендиректор корпорации «МиГ» Сергей Коротков.
Он отметил, что в отличие от классического МиГ-29, от которого МиГ-35 унаследовал аэродинамическую концепцию, новая машина является многофункциональной и способна применять высокоточное вооружение по любым воздушным, наземным, надводным целям, а также выполнять некоторые функции, которые ранее возлагались на разведывательные самолеты.
«Контракт на работы ОКР в стадии реализации. Мы выполнили первый этап этой работы – экскизно-технический проект. Он защищен и принят министерством обороны. Поэтому мы идем в рамках контракта, который подписало Министерство обороны. Сегодня самолет, находящийся здесь, проходит все этапы сборки и в этом году будет собран и предъявлен заказчику для проведения летных работ», - рассказал Коротков.
Новейший истребитель МиГ-35 относится к самолетам класса 4++, однако близок к самолетам пятого поколения.
«Уже сегодня он изготавливается с элементами пятого поколения, такими как незаметность, многофункциональность. Определенные требования предъявляются к кабине и аэродинамическому устройству, в котором находится летчик», - рассказал Коротков.
Заявленные характеристики самолета поражают. Он может развивать скорость 2,23 маха, и достигать потолок в 19 тысяч метров. Кроме того, самолет может нести весь спектр существующих и перспективных авиационных средств поражения.
«Он одновременно захватывает 10 целей и от четырех до шести целей может поражать», - сообщил Коротков.
Он отметил, что радиус действия МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 вырос в 1,5 раза. Но если использовать подвесные топливные баки, то радиус существенно увеличивается. Поэтому в зависимости от задач может конфигурация самолета может быть разной.
Контракты Минобороны РФ и международное сотрудничество
Кроме строительства новых МиГ-35 на предприятии проходят модернизацию и другие самолеты. В частности, корпорация выполняет контракт с Министерством обороны по самолету МиГ-31. Этот самолет также необходим России, однако у него другие задачи: перехват воздушных целей, крылатых ракет – то есть тех угроз, которые идут на больших скоростях и на больших высотах.
Кроме того, РСК «МиГ» выполняет контракт с Республикой Индия по модернизации самолетов МиГ-29. По словам Короткова, договор с Индией делится на две части. Согласно первой части договора, модернизация шести самолетов проходила на территории России. «Эту часть программы мы выполнили. Шесть самолетов были модернизированы, а также было проведено обучение индийских специалистов на территории РСК «МиГ», - сообщил Коротков.
Сегодня эти специалисты на территории Индии и на своих мощностях собирают уже следующие шесть самолетов. Но программа модернизации у Индии значительно шире.
Стоит отметить, что Индия продлила до 2020 года эксплуатацию МиГ-21.
«У них сегодня хороший потенциал новых самолетов. Одних только корабельных самолетов у них появилось достаточно много. Кроме того, они ведут самостоятельные разработки. И они ведут глубокую модернизацию UPG, которая приравнивается к современным авиационным комплексам. За достаточно небольшие деньги они создали большой задел на будущее, когда эти самолеты будут эксплуатироваться», - сказал Коротков.
Модернизация производства и композитные материалы
Для организации серийного производства самолета МиГ-35 корпорация проводит комплексную модернизацию производства. Так в рамках реализации Федеральной целевой программы развития оборонно-промышленного комплекса на Производственном комплексе №1 – филиале корпорации – завершили реконструкцию и модернизацию действующего цеха полимерных композитных деталей и агрегатов.
Там происходит зарождение детали самолета: элеронов, закрылок, рулей, стабилизаторов, дефлекторов. Специальная автоматизированная раскройная машина изготавливает заготовки. Затем с помощью лазерных проекций на оснастку детали происходит выкладка заготовок. Так, слой за слоем, собирается обшивка самолета.
После этого деталь «запекают» в вакуумном мешке под высоким давлением в специальном автоклаве, рассказал начальник отдела композиционного производства Николай Тунко.
По данным экспертов, на самолете МиГ-29 доля композитных материалов составляла менее 1%, в то время как в современном МиГ-35 доля композитных материалов огромная – до 25%. Прочность композитных материалов намного выше авиационного алюминия и дюрали.
Композитный материал – это полиакриловая нить, которая сплетается в волокно и смазывается связующим материалом при определенных температурных режимах.
В испытательном цеху завода работает вибростенд для проверки креплений, климатическая камера и разрывная машина, способная давать нагрузку до 35 тонн.
Окончательная сборка самолета и проверка оборудования под током проходит в специальном сборочном цеху. Сегодня в нем запущены сразу две линии. Один поток – самолеты, которые собираются для иностранного заказчика. Вторая – линия сборки МиГ-35 в интересах Министерства обороны РФ.
Михаил Рычагов