9 февраля 2016 года в Комиссии ООН состоится презентация заявки России на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Претензии России на Арктику вполне обоснованы: ведь история российского освоения арктического региона насчитывает не одну сотню лет.
Бескрайняя ледяная пустыня, удивительный животный мир, самобытная культура коренных обитателей Крайнего Севера и передовые технологии – атомные ледоколы, морские газовые и нефтяные платформы. Это Арктика сегодня. И главное – здесь живут отважные, преданные своему делу люди, влюбленные в этот суровый край.
Арктика – это ресурсная кладовая общенационального и международного масштаба. Здесь проходят трассы Северного морского пути – кратчайшего морского пути между Восточной Азией и Европой. Под арктическими льдами скрываются биоресуры, огромные запасы углеводородов, другие природные сокровища.
Поэтому вполне объяснимо пристальное внимание многих держав к этому региону. По прогнозам ученых, уже в ближайшие десятилетия большая часть водного пространства Арктики освободится ото льдов. Это откроет перспективы разработки залежей природных ископаемых на арктическом шельфе и получения значительных доходов от развития морских перевозок.
Арктика становится ареной ожесточенной конкуренции граничащих с ней государств. США, Канада, Норвегия, Дания, а с недавних пор еще и Китай наращивают здесь свое научное, экономическое, и – что важно — военное присутствие. В последние годы и Россия активизировала свои действия в Арктике.
История арктических путешествий и исследований насчитывает не одно столетие. По мнению некоторых исследователей, русские первопроходцы – поморы – начали осваивать эти края уже в XI веке, добираясь по течению северных рек до побережья Белого и Карского морей. Первые письменные источники, свидетельствующие об истории освоения арктических просторов, относятся к середине XVI века, когда в поисках северного пути в страны Востока сюда проникли англичане. Через несколько десятилетий к ним присоединились и предприимчивые голландцы во главе с Вильямом Баренцем.
Однако первым идею использования акватории Северного Ледовитого океана для морского сообщения между Европой и Азией высказал в 1525 году наш соотечественник — русский дипломат Дмитрий Герасимов. В 1648 г. Семён Дежнёв с экспедицией впервые в истории достиг на поморских судах-кочах пролива, разделяющего берега Азии и Америки. Таким образом, весь Северный морской путь от начала до конца был пройден русскими первопроходцами.
Начало систематическому изучению северного побережья России положил указ Петра I об организации "Сибирской экспедиции" (1724 г.). Первой попыткой комплексного исследования российской Арктики стала Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и др. (1733 — 1743 гг.). В 1746 г. по ее материалам была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона".
В начале XX века исследования Арктики вновь активизировались. В 1913–1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание северным путем из Владивостока в Архангельск.
Даже в условиях революционного хаоса и гражданской войны внимание к Арктике не ослабевало. В 1919 году в Сибири правительство адмирала Александра Васильевича Колчака (также крупного полярного исследователя) создало Комитет Северного морского пути ("Комсеверопуть"), перед которым ставилась задача продолжения исследовательских работ в Арктике, осуществления товарообменных экспедиций из стран Европы и Европейской части России в Западную Сибирь.
В Советской России с самого начала исследование Арктики оказалось среди приоритетных направлений. В 1930 году был создан Всесоюзный арктический институт при Президиуме ЦИК, который возглавил известный учёный и государственный деятель Отто Юльевич Шмидт. Разработанный им план подготовки арктического судоходства одобрила Арктическая комиссия при Совнаркоме.
Программа исследования Арктики стала особенно интенсивно реализовываться в годы первых пятилеток. В 1932 году ледокольный пароход "Александр Сибиряков" совершил первое сквозное плавание от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию.
Вскоре было учреждено Главное управление Северного морского пути, которое организовывало изыскание и освоение природных ресурсов в Арктике. В европейской части страны его территория охватывала острова и моря Северного Ледовитого океана, а в азиатской — всю материковую территорию к северу от 62-й параллели.
Экспедиция под руководством Ивана Дмитриевича Папанина работала на первой в мире полярной научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс-1" в 1937-38 гг.
Великая Отечественная война затронула и Арктику. Многие моряки, работавшие на судах Северного морского пути, были мобилизованы и ушли на фронт. В арктических водах немецкие военные корабли и подводные лодки пытались уничтожить морские конвои союзников с грузами для СССР. Однако суда с гражданскими и военными грузами шли как с запада на восток, так и в обратном направлении. Из портов Арктики вывозили грузы не только в отечественные порты, но и в порты Англии и США.
Начиная с 1950-х годов, в Арктике стали активно строиться полярные станции, промышленные предприятия, аэродромы и порты. Трасса Северного морского пути вновь заработала — объем грузоперевозок достиг 444 тысяч тонн. Масштабы арктических грузоперевозок росли из года в год и достигли к 1987 г. 6,7 млн. тонн. Во льдах арктического бассейна круглогодично работали четыре атомных ледокола: "Ленин", "Арктика", "Сибирь" и "Россия". Заканчивалось строительство еще четырех атомоходов – "Советский Союз", "Таймыр", "Вайгач" и "Ямал". Планировалась постройка очередного атомохода "50 лет Победы". Самолеты ледовой разведки и бортовые вертолеты (они в те времена были почти на каждом ледоколе) оказывали помощь в проводке караванов и отдельных судов в автономном плавании.
Резкий спад экономики во время перестройки отразился и на транспортной и научной активности в Арктике. Значительно сократился объем грузоперевозок по трассе Северного морского пути: в начале 1990-х годов прошлого века он снизился более чем в 4 раза по сравнению с 1987 годом, упав до 1,5 миллионов тонн. Это привело к кризису всей системы по доставке грузов в заполярные порты. Закрылись, а точнее, были брошены многие полярные станции, перестали работать дрейфующие. По сути, завоз грузов морским транспортом в Якутию, на Колыму, Индигирку и другие районы опустился до нулевой отметки.
На плаву держался лишь Норильский горнометаллургический комбинат: из полутора миллионов грузов, перевозимых по Северному морскому пути в 1990-е годы, большую часть составляли грузы именно этого предприятия. Большинство ультрасовременных судов арктического плавания типа "Норильск", имевшихся в Мурманском и Дальневосточном пароходстве, было тогда распродано или ушло в офшор.
Сегодня арктический флот, в том числе ледокольный, кардинально обновляется. В 2014 г. грузооборот по трассе Северного морского пути составил 3, 7 млн. тонн. Проводку судов обеспечивают 6 линейных, 4 атомных и 2 дизельных ледокола. Россия сейчас является лидером в области строительства атомного ледокольного флота. В рамках федеральных целевых программ запланировано строительство одного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт, а также строительство 4 линейных дизель-электрических ледоколов.
Дополнительные материалы, посвященные арктической теме, можно найти в февральском номере журнала "Живая история", выпускаемого Музеем современной истории России.
Ирина Великанова,
генеральный директор Музея современной истории России