Сообщение о возобновлении патрулирования английскими атомными подводными лодками арктических вод особой паники в российском штабе ВМФ не вызвало. Публикация в одной из британских газет о подобном намерении была лишь принята к сведению. Тем более, что сам факт отправления yellow submarine на Север высказан в предположительном контексте. Запретить нахождение в международных водах судна, корабля и подводной лодки любого государства Россия не может, даже если он не входит в число «арктической шестерки» – Дании (Гренландия), Исландии, Норвегии, Канады, США и России.
Британские подлодки собираются вернуться к практике патрулирования Арктики подо льдами, которое было прервано в 2007 году, когда на АПЛ Tireless во время аварийного всплытия во льдах произошел взрыв, повлекший гибель моряков. И тогда, и сейчас английский Королевский флот собирается действовать под эгидой «старшего брата» – США, интересы которых в этом регионе в последнее время существенно возросли. И в первую очередь из-за активного освоения Арктического шельфа Россией. Канада к русским берегам приближаться остерегается и ограничивается контролем своей части Арктики, подводный потенциал остальных стран весьма невелик (дизельные лодки), сами американцы подрастеряли опыт походов в северных широтах, поэтому и хотят задействовать потенциал британских союзников.
Кстати, а что с потенциалом у Королевского подводного флота? Заявлено, что Великобритания готова отправить под льды Северного Ледовитого океана 7 ударных атомных субмарин. И один экипаж британской АПЛ типа «Трафальгар» даже прошел тренировку на американской лодке, которая, к слову, под лед так и не заходила. В настоящий момент ВМС Великобритании располагает 4-мя ПЛАРБ типа «Вэнгард» (не самыми новыми субмаринами), 5-тью МПЛАТРК типа «Трафальгар» (откровенно древними лодками) и 2-мя новейшими субмаринами типа «Астьют». Соответственно, большая часть подводного британского флота будет отвлечена на патрулирование именно арктического региона, в ущерб другим океанам и интересам. Регион пусть и чужой, но уж больно «жирный» и заманчивый.
Эксперты отмечают, что западные страны в последнее время проявляют повышенный интерес к наращиванию арктической группировки России. И патрулирование в Арктике британских АПЛ связано с этим напрямую.
«Очевидно, что на эту своеобразную попытку Великобритании вернуть утраченный статус «владычицы морей» и желание обозначить свое господство в арктическом регионе США, нам нужны дополнительные меры для надежной защиты своих северных рубежей, – считает зампред комитета по обороне Госдумы Франц Клинцевич. – Помимо той военной группировки, которая у нас уже имеется в Арктике, в которую входят средства ПВО, средства береговой охраны, мобильные мотострелковые и десантные соединения, надводный флот, для эффективного противостояния новым угрозам необходимо развивать и систему обнаружения субмарин в северных водах. Понятно, что установка гидроакустических станций займет некоторое время, но и наши соперники столкнутся с еще с большими трудностями в обеспечении своего присутствия в Арктике. У нас здесь есть фора – за счет уже существующей военной инфраструктуры и принятии на вооружение российских АПЛ проекта 885 «Ясень» и проекта 955 «Борей», которые, образно говоря, чувствуют себя в северных широтах как рыба в воде».
Планы у Великобритании, бесспорно, амбициозны – вклиниться в гонку в Арктике сейчас очень перспективно. Об этом и Китай мечтает, который пытается здесь взаимодействовать с Россией. Но – это удовольствие не из дешевых. Одно дело послать свой флот к берегам Аргентины, совсем другое, отправить субмарины подо льды Арктики. Без вспомогательного флота, без баз материально-технического обеспечения здесь не обойтись. Гонять лодки челночным методом от берегов Шотландии (именно там находятся базовые стоянки Королевского подводного флота) достаточно накладно. Системы навигации GPS из космоса не всякий лед «пробивают», да и РЛС на территории Норвегии и Дании «достают» не до всякой точки Арктики. Опять же поддержка ледокольного флота отсутствует. И первоначальное одобрение парламента Великобритании невольно упрется в вопрос налогоплательщика: «А что мы ищем в краю далеком за такие деньги?»
Есть и еще один нюанс в попытке наращивания военного присутствия Великобритании в Арктике. Им придется столкнуться с российским подводными лодками – в прямом и переносном смысле этого слова. Маневрирование, а тем более слежка за чужими лодками в Арктике требует определенного мастерства. Подводные ледяные торосы сводят практически на нет возможности гидроакустики, сонаров и радаров. Здесь нужен богатый опыт. И если российские АПЛ двух флотов – Северного и Тихоокеанского – постоянно совершают ротацию из одного океана в другой и знают Арктику, как свои пять пальцев, то британские подводники в этом регионе ориентироваться не обучены. При большом скоплении субмарин даже в таком обширном регионе невольно станет тесно и подводные столкновения станут неизбежностью. Опять же российские подлодки не допустят даже случайного вторжения чужаков в свои территориальные воды.
«Сегодня в Арктическом регионе пересекаются интересы многих государств, в том числе и достаточно удаленных, таких как Китай, Япония, Бразилия и Индия, не говоря о Великобритании, и это требует от России создания военной инфраструктуры для контроля и защиты экономической морской зоны, достигающей одного миллиона квадратных километров, – говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. – Поэтому еще с середины 2013 года началось восстановление нашего военного присутствия в Арктике. Возвращение в этот регион требует модернизации наших флотов. В первую очередь Северного флота. В рамках этой программы планируется постройка восьми фрегатов типа «Адмирал Горшков» и шести сторожевых кораблей типа «Адмирал Григорович». В 2018 году к атомному крейсеру «Петр Великий» присоединится вставший на ремонт и модернизацию «Адмирал Ушаков». Также в составе Северного флота имеется и единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», способный контролировать практически весь Северный Ледовитый океан. Кстати, ни один американский авианосец не способен пройти дальше Берингова пролива и север им категорически противопоказан.
Конечно, главная ударная сила ВМФ – это ракетно-ядерные подводные лодки. Арктический ледовый щит надежно прикрывает их от обнаружения средствами воздушной и космической разведки, а трудная гидрография снижает возможности обнаружения лодками-охотниками. Поэтому полным ходом идёт модернизация проекта 667 БДРМ, которые оснащаются новыми ракетами «Синева». Одновременно с их модернизацией в состав флота начали входить новейшие атомные подводные крейсера 955 проекта «Борей» с новыми ракетами «Булава». До 2020 года планируется построить восемь таких кораблей для Северного и Тихоокеанского флотов».
Можно предположить, что британские субмарины могут появиться в Арктике примерно через три-четыре месяца. Понятно, что задачей АПЛ с баллистическими ракетами «Трайдент» на борту будет не функция охраны белых медведей, поэтому их приближение к российским границам будет воспринято исключительно в оборонительных целях. Со всем потенциалом имеющихся береговых и подводных средств. Так что на особое гостеприимство «желтым субмаринам» здесь рассчитывать не стоит.
Виктор Сокирко