Россия провозгласила развитие Арктики одним из своих приоритетов. Между тем восстановление инфраструктуры происходит крайне медленно – финансирование урезается, сроки удлиняются.
Заместитель председателя правительства РФ, председатель государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин перечислил приоритеты правительства РФ в освоении Арктики. На первом месте – люди. «Мы будем продолжать решать вопросы улучшения качества жизни, развивать социальные программы, образование, здравоохранение», – заверил вице-премьер на состоявшемся в Санкт-Петербурге V Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».
На втором месте – безопасность, понимаемая достаточно широко. Как разъяснил Дмитрий Рогозин, в Арктике вопросы обеспечения национальной безопасности тесно переплетаются с социально-экономическим развитием, поскольку восстановление военной инфраструктуры направлено на создание спокойных условий для жизни людей и развития экономики в регионе. На это будет нацелено развитие инфраструктуры региона, использование современных технологий, укрепление связи между оборонными и гражданскими предприятиями.
Третий приоритет – обеспечение транспортной доступности и мобильности. Уже не просто создается, а совершенствуется модель Северного морского пути, в которой будут увязаны все виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный. Продолжится развитие навигационного, гидрографического, аварийно-спасательного и гидрометеорологического обеспечения судоходства по акватории СМП. По-прежнему в планах амбициозный проект Белкомур, который выведет на СМП продукцию Урала. По словам вице-премьера, этой трассой заинтересовался Китай: Москва предложила Пекину участвовать в проектах строительства железных дорог для подвоза грузов к портам СМП.
Добыча ресурсов лишь на четвертом месте. В Арктике заключены огромные запасы пресной воды и энергоресурсов, в частности до 80% наших запасов газа, отметил, не вдаваясь в подробности, Дмитрий Рогозин.
Освоение региона также будет неразрывно связано с охранными и этнокультурными мероприятиями. «Туда нужно приходить с выверенными, экологически чистыми технологиями, чтобы не оставить после себя наследия, которое мы до сих пор разгребаем с советских времен», – заявил он.
Правительство РФ рассчитывает, что бизнес всех уровней с энтузиазмом включится в стройку века. «С вступлением в силу с 1 января 2016 года закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в РФ и внесением соответствующих изменений в законодательные акты эти механизмы начнут эффективно работать и в Арктике, а может быть, прежде всего – в Арктике», – предположил вице-премьер.
Транспортная доступность
То, что рассказали другие участники V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», идет несколько вразрез с заявлениями Дмитрия Рогозина.
По словам генерального директора по стратегическому развитию и управлению инфраструктуры ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Евгения Куманцова, состояние воздушной транспортной инфраструктуры удручающе, и правительство отказывается от своих же планов ее развития.
Масштаб развала инфраструктуры потрясает. В советское время плотность аэродромной сети в Арктике была выше, чем в среднем по РФ. Из этого наследия действующими остались 88 аэродромов и 200 посадочных площадок, из которых 99% – грунтовые. Так, в Мурманской области из 41 аэродрома осталось 10, в Чукотском автономном округе – 15 из 33, в Ямало-Ненецком АО – 12 из 19.
По мнению Евгения Куманцова, восстановление аэродромов и аэропортов, воздушного парка происходит крайне медленно. В планах развития инфраструктуры были Архангельск, Мурманск, Норильск, Нарьян-Мар, Диксон, Салехард. Так, согласно федеральной целевой программе развития транспортной системы РФ, аэродром в Диксоне подлежал в 2016 году проектированию, а в 2017–2018-м – реконструкции, однако эти сроки были пересмотрены. «Из программ по развитию арктических регионов исключены все северные аэродромы. При том что стоимость проектно-изыскательских работ, например, по Диксону всего 33 млн рублей. Это удлинит сроки реконструкции объектов, а технический износ инфраструктуры не позволит развивать авиасообщение в Диксоне, Салехарде и других населенных пунктах», – подчеркивает Евгений Куманцов.
В Норильске был запущен крупный проект по реконструкции аэропорта, после которой он мог бы принимать новые типы самолетов. Только на взлетно-посадочную полосу предполагалось выделить 9,7 млрд рублей. Сегодня проект пересматривается в сторону уменьшения класса принимаемых воздушных судов.
Не выделяются средства на разработку новых технологических решений при строительстве аэродромов, дорог, зданий, сооружений, что никак не соотносится с заявлением правительства о развитии передовых технологий в Арктической зоне. Кроме того, по словам Евгения Куманцова, необходим пересмотр технических норм при строительстве в Арктической зоне.
Это мнение поддерживает заместитель директора Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН Михаил Григорьев. По словам ученого, в СНиПы не заложены современные тенденции изменения климата. Между тем в районе Тикси температура повысилась на один градус с небольшим, в Якутске – на 2,2 градуса. Эти изменения наиболее сильно сказываются на южной границе распространения мерзлоты и на изменении береговой линии северных морей. «В море Лаптевых и Восточно-Сибирском море мы ежегодно теряем 10–11 кв. км суши в связи с затоплением берегов. Из-за этого возникает необходимость переноса навигационных знаков, линейных инженерных сооружений и даже поселков», – объясняет Михаил Григорьев.
«Мы много говорим о необходимости развития арктической инфраструктуры. Большая часть денежных затрат (70–80%) на строительство связана с доставкой материалов и оборудования. Поэтому цена вопроса освоения Арктики зависит от активности развития портов и аэродромов», – обращает внимание начальник отдела инновационных технологий в области специального строительства Управления проектных работ и научно-технической деятельности Спецстроя России Владимир Лужицкий.
Качество жизни
Масштаб развала в социальной сфере не уступает тому, что произошло с транспортной инфраструктурой. Поэтому не понятно, о каком продолжении «улучшения качества жизни» идет речь. В течение последних десятилетий закрылось большое количество предприятий, шахт, заводов. Люди оказались на улице, рассказал член Общественной палаты, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России РФ, экс-мэр Воркуты Игорь Шпектор. За последние 45 лет население Севера значительно постарело: средний возраст жителей был 28 лет, стал – 40. В очереди на переселение стоят порядка 300 000 человек, однако соответствующая программа заморожена. В 2014 году на эти цели было предусмотрено 5,3 млрд рублей, а выделено 500 млн, на которые из Воркуты переселили лишь 250 семей. В 2016 году расселение населенных пунктов не предусмотрено.
Качество строительства жилья в Воркуте таково, что люди не хотят переселяться в него даже из аварийных домов, утверждает Игорь Шпектор. Глава города Норильска, вице-президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Олег Курилов подтверждает, что состояние инфраструктуры в Арктической зоне неудовлетворительное. Так, в Норильске в течение нескольких последних лет ежегодно приходит в аварийное состояние один многоквартирный дом. Аналогичная ситуация и в Якутске.
По словам Олега Курилова, проблема потери устойчивости инженерных сооружений связана с некачественным проектированием, строительством и содержанием и лишь в малой степени обусловлена климатическими изменениями. Закон допускает к участию в конкурсе компании, не имеющие опыта строительства в условиях мерзлоты. «В XXI веке вполне возможно с помощью современных технологий минимизировать техногенное влияние на мерзлые грунты, но для их эффективного применения необходимо качественное прогнозирование развития ситуации на каждом конкретном объекте, качественное проектирование, решения по стабилизации мерзлоты и усилению несущих конструкций здания», – говорит Олег Курилов. В связи с этим первостепенной задачей должно стать создание системы геотехнического мониторинга на территории Арктической зоны РФ. В него входит комплексное наблюдение за инженерно-геологическими процессами, сбор и анализ данных, составление прогнозных моделей. И на основании этого – составление рекомендаций по усилению инженерной защиты объекта. На сегодня полномочия по выполнению указанных мероприятий не разграничены, нет ответственных лиц. Собираемые данные разрозненны.
Организации, предлагающие восстановить несущую способность жилого дома, не дают при этом никаких гарантий. Под видом инновационного продукта в лучшем случае продвигают усовершенствованную, далеко не новую зарубежную технологию термостабилизации грунта, позволяющую усилить несущую способность грунта. Заведующий лабораторией геокриологии ФГУП ВСЕГИНГЕО (Москва) Владимир Дубровин убежден, что прежде всего нужно вспомнить о «дедовских правилах» при строительстве в северных широтах, которым следовали еще до революции, а затем в советское время, – делать отмостку вокруг здания, а также строго следить за соблюдением правил эксплуатации.
«Никто в полной мере не оценивает потери, связанные с разрушением существующей инфраструктуры, а также будущие потери проектируемых и строящихся объектов. Низкое качество предлагаемых проектных решений при строительстве – одно из самых слабых звеньев в вопросе сохранения инфраструктуры», – говорит мэр Норильска.
Параллельным «фантастическим миром» идет развитие военной инфраструктуры. В 2014 году сдано в эксплуатацию модульное здание для военнослужащих на архипелаге Земли Франца-Иосифа. Ранее – на мысе Шмидта, на острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова), на острове Врангеля.
Как рассказал Владимир Лужицкий, Спецстрой России разработал проект военного городка, собирающегося по принципу конструктора лего. Это позволяет быстро строить любые помещения под различные функции. Такой городок включает жилой модуль, административно-хозяйственные отделения и даже парковую зону. В центральной части комплекса – прозрачный купол (атриум), обеспечивающий освещение помещения естественным светом. Люди могут перемещаться из одного отсека в другой, не выходя на улицу.
Спецстрой России и ученые разрабатывают и внедряют новые материалы и технологии. В малой энергетике упор делается на блочно-модульные электростанции, на внутренние автоматические котельные. Началось внедрение сетевого накопителя электроэнергии, работающего как в автоматическом, так и в ручном режиме. При этом есть возможность установки системы диспетчеризации и автоматизации, не требующей присутствия персонала. Все пусконаладочные работы выполнены на заводе-изготовителе, дополнительная наладка на объекте практически не нужна. По словам Владимира Лужицкого, коэффициент полезного действия электростанции и котельной доходит до 96–98%.
Современные технологии
Руководство страны рассчитывает совершить арктическое экономическое чудо с помощью науки. «Современные технологии позволяют сделать Северный морской путь круглогодичным», – констатирует Дмитрий Рогозин. На это, по-видимому, правительство РФ и планирует держать курс. А вместе с оживлением трассы СМП на новый уровень выйдет развитие всей инфраструктуры Арктики.
С 2014 года по программе президиума РАН ведутся фундаментальные научные исследования развития Арктической зоны РФ, затрагивающие вопросы экономики, социальной сферы и политики.
Директор ФГБУ науки Дальневосточного геологического института Дальневосточного отделения РАН Александр Ханчук предлагает завершающий этап фундаментальных исследований отбирать на конкурсной основе с участием бизнеса, институтов-координаторов или головных институтов. В этом случае финансирование научной части может идти за счет перераспределения бюджета Министерства образования и науки и Федерального агентства научных организаций на выполнение госзаданий. А дальше, в случае получения положительного результата, необходимо обеспечить финансирование прикладной части задачи, это около 90% всех средств на разработку. Отбирать следует принципиально новые разработки, превосходящие мировой уровень.
Именно таких новых подходов требует создание композиционных морозостойких материалов, энергетических установок, нагревательных элементов. Важнейшее значение приобретает разработка научных основ создания эксплуатации машин, механизмов и транспортных средств в условиях низких температур и арктических льдов. По всем этим направлениям имеются заделы и предложения, заверяет академик Ханчук.
Ирина Кравцова