Насколько опасна для России новинка ВПК США
Как сообщил портал Военно-морского института США, в районе Гавайских островов, где идут международные морские учения RIMPAC-2016, появился российский морской разведчик «Прибалтика». «Присутствие корабля не повлияло на проведение учений, и мы приняли все меры предосторожности, необходимые для защиты нашей критически важной информации», — заявил в этой связи представитель Тихоокеанского флота США Клинт Рамсден.
Это обычная практика, когда за масштабными маневрами наблюдает потенциальный противник. Напомним, у южного побережья Калифорнии и в акватории Гавайских островов с 30 июня по 4 августа под эгидой США проходят международные учения RIMPAC-2016, в которых принимают участие 45 кораблей, 5 подлодок, порядка 200 самолетов и вертолетов.
Судя по всему, для нас в этом году наибольший интерес представляет анонсированное испытание нового противоракетного двухдиапазонного радара AMDR, который должен быть размещен на перспективных эсминцах класса «Арли Берк» IIA серии. Это программа стартовала в 2011 году после неутешительных выводов экспертов Пентагона, что США столкнулись с целым рядом опасных вызовов, прежде всего в Южно-Китайском море. Главная задача новой системы должна заключаться в обнаружении низколетящих дозвуковых ракет в условиях тяжелых морских и дождевых помех, где s-диапазон* имеет ряд преимуществ.
Судя по всему, успехи американских разработчиков впечатляют. Во всяком случае, они сообщили, что AMDR обеспечивает чувствительность в 30 раз выше по сравнению с нынешними радарами, установленными на эсминцах класса «Арли Берк». «Согласно программе оценки перспективных вооружений, были определены две технологии, как наиболее сложные, — говорится в докладе (2013 года) комитета Сената США по вооружённым силам. — Речь идет о цифровом формировании луча и модульной системе приема-передачи». Разработчики заявили, что реализованные в новой системе научные открытия претендуют на Нобелевские премии по физике. Другими словами, AMDR представляет собой чрезвычайно опасный для потенциальных противников США компонент вооружения, с которым нельзя не считаться.
«Плохая новость, однако (для Пентагона — авт.), заключается в том, что любая модернизация, как показывает практика, оказывается всегда сложнее, чем кажется, — говорится в официальной отчете Конгресса США уже за 2015 год. — Видимая башня AMDR является только верхушкой айсберга. БОльшая часть веса и объема скрыты в самом корабле, так как для функционирования нового морского радара нужна мощная энергетическая установка порядка 10 МВт и не менее громоздкая система охлаждения.
Более того, оборудование такого уровня не может быть установлено без ущерба для баланса и центра тяжести судна, и, следовательно, его ходовых качеств. Об этом, прежде всего, красноречиво свидетельствует первый опыт эксплуатации. Эксперты поясняют, что габариты AMDR плохо вписываются в относительно небольшую ширину эсминцев. Кроме того, новейший радар с фазированной антенной решеткой весит значительно больше, чем нынешние радары, на которые ориентировались проектировщики кораблей. В этой связи американские СМИ цитируют неназванного источника из штаба флота США, что вспомогательное оборудования пришлось разместить также в одном из двух судовых ангаров для вертолетов Sikorsky SH-60 Sea Hawk. По сути, эсминцы «Арли Берк» вместо боевых кораблей становятся плавучими электростанциями с вооружениями и с многочисленным экипажем. И это очень не нравится командованию ВМС США.
Еще одну «ложку дегтя в бочку с медом» для Пентагона добавили события на Украине. Оценка применения российских РЛС сантиметрового диапазона показала, что технологическое отставание России в этой области не является критичным для Москвы. В реальности наибольшую опасность AMDR представляет для флота КНР из-за туманных перспектив китайских разработчиков РЭБ, считают флотские эксперты США. Они надеются, что после оснащения американского флота новыми противоракетными системами, как минимум, в период 2021—2031 годов в Южно-Китайском море установится господство флота США. Впрочем, такую оценку Пентагон дал при условии, что в Поднебесной к этому времени не появятся новые технологии скрытности противокорабельных ракет.
«На данный момент программа готова почти 80%, при этом большая часть все проектных работ закончена, — сказал Дикенсон Тад из компании-разработчика Raytheon.- У нас есть еще пара вопросов, ответы на которые раскроют окончательные возможности радара». По его словам, испытания продлятся целый год, после чего будут решаться вопросы о суммах дополнительного финансирования и возможных усовершенствований. На сегодня озвучена цифра 300 млн. долларов за радар при условии изготовления не менее 22 систем.
Что касается присутствия нашего корабля «Прибалтика», то Брайан Кларк, военно-морской аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок, оценивает его появление вполне предсказуемо и логично. По его словам, советские корабли-шпионы всегда собирали ценную информацию разведывательного характера об учениях американского флота.
Действительно, для нашей обороноспособности крайне важно понять, насколько эффективен новый двухдиапазонный радар в перехвате низколетящих ракет, особенно совершающих полёт на сверхмалых высотах — 2−4 метра над водой. Судя по всему, России придется ускорить развитие и оснащение вооруженных сил гиперзвуковыми ракетами ПКР 3М22 «Циркон».
Любопытно, что портал Военно-морского института США и ряд флотских аналитиков заранее предупредили появление на учениях RIMPAC-2016 именно «Прибалтики» (ССВ-80) проекта 1826. «В России из нынешнего состава судов, предназначенных для перехвата и записи радиосообщений и радиолокационных сигналов, «Прибалтика» была для нас наиболее вероятным кораблем, который россияне могут отправить для мониторинга учений, — пояснил Крис Карлсон, отставной капитан ВМС США и военно-морской аналитик Usni News. По его словам, этот морской разведчик является очень «выносливым», а его разработка по многим параметрам опередила время. В целом комментарии экспертов США о российском флоте выдержаны в уважительном тоне.
Кстати, высшие командование флота США ждало «в гости» не «Прибалтику», а большой разведывательной корабль «Юрий Иванов» проекта 18280. Для американцев новинка нашего ВПК представляет не меньший интерес, чем для нас — радар AMDR. Впрочем, вполне возможно, что на нынешних учениях RIMPAC-2016 полноценного испытания нового морского радара с реальным перехватом ракет, летящих на сверхмалых высотах, не будет.
Так или иначе, но с появлением радара AMDR России придется учитывать уникальные возможности противоракетной обороны США, а это означает новый цикл гонки вооружения в противоракетных системах.
* X-диапазон (X band) простирается от 8 до 12 ГГц электромагнитного спектра (длина волн от 3,75 до 2,5 см).
Александр Ситников