Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
uCoz Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Ракетоносец Ту-160 махнет стариной

АНАЛИТИКА 15.11.2016 в 05:20

На Казанском авиазаводе началось восстановление разрушенного производства

На Казанском авиационном заводе имени Горбунова началось восстановление ключевых технологий для производства сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. Предприятиям-смежникам придется, по сути, заново создавать две сложнейшие установки — УВН-45 и ЭЛУ-24, обеспечивающие электронно-лучевую сварку и отжиг узлов из титана. Об этом сообщил портал «Бизнес-онлайн».

«Восстановлением разрушенного» будут заниматься ижевская компания НИТИ «Прогресс» и ржевское предприятие «Электромеханика». Стоимость работ оценена в 1,7 млрд. рублей. Установки должны быть готовы к сдаче в эксплуатацию в марте следующего года.

Уникальность технологического процесса, обеспечиваемого данными установками, состоит в том, что производится сварка в вакууме монолитных титановых узлов длиной более 10 метров и шириной до 1,5 метра. Такая технология имелась только на казанском заводе и с помощью нее строился только самолет Ту-160. Над созданием технологии в 70-е годы работало несколько советских НИИ и КБ из различных союзных республик.

Одновременно с технологиями восстанавливается и цех № 45, в котором происходила сборка ракетоносца. Необходимо не только построить заново инженерные системы, но и обновить кровлю на крыше. Как утверждает советник премьер-министра Татарстана Назир Киреев, в 90-е годы многое на заводе было буквально разгромлено. При этом и документация не сохранилась. И это довольно странно. Поскольку последний Ту-160 «Виталий Копылов» выкатили из ворот цеха в 2008 году, когда период дикого капитализма был уже позади. Правда, он был достроен на базе уже имевшегося планера.

Всего же на восстановление производства ракетоносца запланировано потратить более 4 млрд. рублей. При этом будет обновлено до 40% технологического оборудования. К запуску производства прототипов завод должен быть готов к концу 2018 года. Но серийное производство начнется в 2022 году или год спустя. Потому что это будет уже не обкатанный и всем прекрасно известный до винтика Ту-160, а, по сути, новый самолет — глубокая модернизация базовой модификации Ту-160М2. Как утверждает заместитель министра обороны Юрий Борисов, боевая эффективность обновленного ракетоносца возрастет по сравнению со своим предшественником в 2,5 раза. Это достигается тем, что от Ту-160 будет использован только планёр, все остальное, включая двигатель, будет новым.

При этом и базовая модель, Ту-160, до сих пор не только не потеряла своей актуальности, но и превосходит все существующие в мире стратегические бомбардировщики по всем параметрам — за исключением малозаметности. Но для «дальнобойщика», который способен поражать цели, не приближаясь к зоне ПВО противника, этот параметр не столь и существенен.

С 1981 по 2008 год было построено 27 серийных самолетов и 8 прототипов. Из них в Дальней авиации в настоящее время эксплуатируется 16. 2 самолета были потеряны в авариях. Ракетоносцы, находившиеся после распада Советского Союза на территории Украины, частично были переданы России в счет погашения долгов за газ, частично распилены по настоянию США. В настоящий момент происходит модернизация самолета до уровня Ту-160М, которая предполагает частичную замену радиоэлектронного оборудования и системы управления огнем. Два Ту-160М уже стоят на вооружении 121-го авиаполка 22-й гвардейской Донбасской дивизии 37-й воздушной армии, который базируется в Энгельсе. Министерство обороны объявило о планах закупки пятидесяти самолетов Ту-160М и Ту-160М2.

При создании Ту-160М2 целый ряд узлов и систем будет позаимствован у новой, параллельно идущей, разработки бомбардировщика следующего поколения ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации), который создается в ОКБ Туполева.

Самолет получит обновленный двигатель. В самарском КБ им. Н.Д.Кузнецова разработана новая модификация двигателя НК-32 — НК-32−02 — с улучшенными за счет использования полностью электронной системы управления характеристиками. На форсаже он развивает тягу в 25 тонн. И при этом более экономичен, что позволит увеличить и дальность полета, и боевую нагрузку. В конце этого года в Самаре будут готовы уже четыре двигателя, которые поступят на испытания.

В ракетоносец заложены прекрасные возможности для дальнейших модернизаций в кратчайшие сроки. Это достигается за счет того, что в нем электронные системы подключены по принципу открытой архитектуры. Любая новая система, обладающая лучшими возможностями по сравнению с устаревшей, подключается, можно сказать, при помощи подсоединения к разъему и закручивания нескольких гаек. Инициализирует ее бортовая операционная система примерно так же, как к компьютеру подключается принтер или флеш-память.

Однако конструкторы концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), разрабатывающие для Ту-160М2 авионику, пошли дальше по части унификации и взаимозаменяемости. Советник первого заместителя генерального директора концерна Владимир Михеев рассказал в интервью РИА «Новости» о новых возможностях электронного оборудования модернизируемого самолета: «В Ту-160М2 каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами — например, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления. То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы».

Это означает повышение живучести всех электронных систем ракетоносца. В совокупности с высокой живучестью механических систем, достигающейся при помощи распараллеливания исполнительных агрегатов и трубопроводов, снижения к минимуму опасности возникновения пожара и взрыва на борту, это позволит еще больше повысить надежность этого уникального самолета Дальней авиации и добиться гарантированного исполнения боевых заданий. Что, в принципе, уже продемонстрировал «простой» Ту-160 во время «сирийских командировок».

На новый уровень будет поднята и защита от всех видов вооружения, угрожающих самолету. Владимир Михеев сообщил, что система самообороны создана с учетом заделов, которые есть у концерна по истребителю пятого поколения Т-50 ПАК ФА. «Мы делаем так, — сказал он, — чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. В силу определенных причин мы не можем назвать заданные характеристики комплекса самообороны Ту-160М2. Но, поверьте, он сможет обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета».

Характеристики систем, которые будут устанавливаться на самолете и которые специально для него разработаны, засекречены. Однако некоторые из новых систем можно перечислить: РЛС с фазированной антенной решеткой «Новелла-НВ1−70», навигационная система К-042К-1, автопилот АБСУ-200−1. Будет внедрена и новая система управления вооружением, которая позволит увеличить эффективность использования самой дальнобойной в мире крылатой ракеты Х-101/Х-102, дальность стрельбы которой достигает 5700 километров. Также повысится точность бомбардировок корректируемыми бомбами.

Однако можно ожидать, что к моменту первого полета, который должен состояться в 2019 году, для Ту-160М2 сделают какое-либо новое ракетное вооружение. В августе генеральный директор концерна «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов сообщил на пресс-конференции о том, что «работы по созданию вооружения для бомбардировщика Ту-160М2 уже ведутся. И проблем с финансированием не существует». Однако подробности раскрывать он отказался.

Владимир Тучков

svpressa.ru

 

Оценка: 4.0 / 3
3342 просмотра
Яндекс.Метрика