Россия – великая морская держава по определению. У нас прямой выход к трем океанам, а опосредованно – ко всем остальным водным пространствам. И после незначительного перерыва российский флот вновь гордо вышел в Мировой океан – благодаря новейшим кораблям и вооружениям, состав которых стремительно пополняется. И, как говорил Петр I: «Был бы флот, а гавани найдутся».
«Обновленная Морская доктрина России, принятая в прошлом году, как-то незаслуженно осталась обделенной широким вниманием, – говорит помощник главкома ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало. – А ведь в ней заложена глобальная концепция не только развития Военно-морского флота, но и вся концепция морской политики нашего государства. Российская Федерация, действуя на основе Морской доктрины, намерена решительно, последовательно и твердо укреплять свои позиции в Мировом океане.
Реализация положений Морской доктрины будет способствовать устойчивому развитию страны, позволит обеспечить эффективную реализацию и надежную защиту национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, поднять и поддержать ее международный авторитет и сохранить статус великой морской державы».
«Это значимое событие и для будущего флота, и для развития кораблестроения, потому что заказчик – в данном случае флот, Министерство обороны –формулирует то, что нужно на перспективу, а промышленность должна эти задачи реализовывать. В зависимости от этого промышленность подстраивается под новые задачи, – говорил при принятии новой Морской доктрины президент России Владимир Путин. – Впервые в доктрину включены положения чисто социального характера. Имею в виду морскую медицину, укрепление здоровья моряков, специалистов морской отрасли.
Это очень важная вещь. Люди должны знать, что в стратегических документах по развитию флота, по развитию военно-морской составляющей государство никогда не будет впредь забывать о социальной составляющей этих документов и будет проводить в жизнь то, чего люди ждут в своей службе, при реализации задач, которые стоят перед государством в этой чрезвычайно сложной и важной сфере».
Новая Морская доктрина России была создана не с нуля. Это достаточно серьезно переработанная версия предыдущей, которая была принята в 2001 году и рассчитана до 2020 года. Морская доктрина является не только военно-политическим документом, она определяет основные направления деятельности государства на море и в других аспектах: экономическом, научном, рекреационном.
Разработка этого документа шла в рамках Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, при ведущей роли ВМФ России. В разработке новой редакции принимали участие 15 федеральных органов исполнительной власти и организаций. Среди основных причин, по которым были внесены изменения в Морскую доктрину, – изменение международной ситуации, обстановки в мире и, конечно, укрепление России как морской державы.
«Морская доктрина включила в себя четыре функциональных направления и шесть региональных, – продолжает Игорь Дыгало. – Функциональные – это военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, а также разработка полезных ископаемых. Региональные – атлантическое, арктическое, тихоокеанское, Каспий, индоокеанское, добавлена Антарктида, поскольку это очень интересный для России регион.
Основные акценты сделаны на двух направлениях: Арктика и атлантическое направление. Атлантическое – в связи с тем, что в последнее время происходит активное развитие НАТО и его приближение к российским границам, на что, безусловно, Россия находит свой ответ. Второй момент связан с тем, что воссоединены Крым и Севастополь с Российской Федерацией и необходимо принять меры для скорейшей интеграции в экономическую деятельность Крыма и Севастополя. И конечно, восстановление присутствия российского Военно-морского флота в Средиземном море».
Что касается присутствия России в Арктике, то оно обусловлено в первую очередь развитием Северного морского пути. И естественно, строительством нового атомного ледокольного флота. Обеспечение безопасности ложится на специально созданную арктическую армейскую группировку, которая уже сейчас активно обживает Север – с новыми арктическими гарнизонами, аэродромами, системами ПВО. Арктика для России – это и свободный выход в Атлантический и Тихий океаны.
Особый акцент в Морской доктрине сделан и на экологических проблемах. К слову, российская армия практически полностью завершила вывоз бытового мусора из Арктики, которым были захламлены места геологических разработок.
Важный раздел Морской доктрины касается вопросов государственного управления морской деятельностью. Здесь определена роль Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, уточнена компетенция других органов государственной власти.
Роль ВМФ в Морской доктрине пусть не превалирующая часть, но, естественно, одна из главных. Ведь Военно-морской флот создает и поддерживает условия для обеспечения безопасности морской деятельности Российской Федерации, обеспечивает военно-морское присутствие России, демонстрацию флага и военной силы в Мировом океане, принимает участие в борьбе с пиратством, в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам России, осуществляет заходы кораблей и судов Военно-морского флота в порты иностранных государств.
«Самое ценное, что за годы экономической нестабильности военно-промышленный комплекс, работающий на ВМФ, не утратил способности строить корабли, как подводные, так и надводные, – акцентирует внимание Игорь Дыгало. – Созданием подводных лодок занимаются в Санкт-Петербурге и Северодвинске, в ремонте военных кораблей сегодня задействован и Новороссийский судоремонтный завод. Более 40 надводных кораблей получит ВМФ только в 2016 году. О мощном потенциале ВПК говорит и тот факт, что его предприятия пользуются авторитетом и у иностранных заказчиков. Это подтверждает ежегодный Морской салон в Санкт-Петербурге, где экспонируются лучшие образцы кораблестроения».
Процитируем слова Петра I, чьим именем назван российский атомный ракетный крейсер «Петр Великий»: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Верил Петр Алексеевич в нынешнюю Морскую доктрину России, верил…
Виктор Сокирко