Международной космической станции предстоит проработать как минимум еще несколько лет – но уже сейчас в России думают о том, как заработать на ее сведении с орбиты. Помочь в решении этой задачи должен новый грузовой корабль, разрабатываемый на замену «Прогрессам». И хотя корабль будет слабее ряда иностранных конкурентов, у России все же есть определенное преимущество.
В России разрабатывается новый космический грузовой корабль. Его планируется использовать для доставки полезной нагрузки к Международной космической станции (МКС), коррекции ее орбиты и даже предстоящего затопления.
Новый российский космический грузовик
Как ранее сообщили в пресс-службе РКК «Энергия», кроме всего прочего, Россия рассчитывает продать НАСА услугу по сведению МКС с орбиты с помощью нового космического грузовика.
«Сведение МКС с орбиты после завершения ее эксплуатации является обязательством НАСА. Тем не менее в характеристики транспортного грузового корабля повышенной грузоподъемности (ТГК ПК) заложена возможность его использования для сведения с орбиты МКС за счет увеличенных запасов топлива и большой тяги двигателей, что позволит получить дополнительную коммерческую выгоду за счет возможности оказания таких услуг НАСА», – передает ТАСС сообщение пресс-центра корпорации.
По информации на сайте госкомпании, новый российский транспортный космический корабль, который должен заменить нынешние космические грузовики «Прогресс МС», начнет полеты к Международной космической станции (МКС) после 2020 года. Корабль не планируется использовать для освоения Луны или транспортного обслуживания окололунной станции. В первую очередь в его задачу будет входить доставка грузов на МКС.
«С созданием нового корабля мы сможем отправлять больше грузов за один старт. Таким образом, заметно возрастет экономическая эффективность запусков «грузовиков» как к МКС, так и к станции, которая придет ей на смену. Для нас это очень важно», – отметил гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев.
Ожидается, что максимальный вес перевозимых грузов на борту нового корабля может составить 3400 кг. Это почти на тонну больше, чем у современных модификаций «Прогрессов». Эскизный проект планируется завершить в декабре 2016 года.
Ресурс МКС
В корпорации говорят не столько о возможности использования грузовика в качестве «катафалка» для станции. Аппарат сможет корректировать ее орбиту и в период эксплуатации. Пока официально она будет работать до 2024 года, после чего продолжит функционировать только российский сегмент МКС. В то же время в НАСА считают, что объект может проработать и до 2028 года.
Как объяснил член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин, решение о продлении ресурса будет зависеть от всех участников проекта, ключевыми из которых являются Россия и США. В середине ноября спикер говорил, что проект МКС фактически движется по инерции. «Два года назад были разговоры, что станцию надо закрыть, и я их поддерживал. В любом случае у нее есть свой срок жизни и значительное финансирование. Почему Россия и США не выходят из проекта? Потому что нет понимания, куда идти дальше», – заявил Ионин.
Как считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев, вероятность продления ресурса МКС высока, но это решение зависит от новой американской космической политики, концепция которой, возможно, поменяется с избранием президентом Дональда Трампа.
«До 2024 года есть договоренности. Если американцы начнут мощную программу пилотируемых космических полетов в обозримом будущем, тогда они откажутся от МКС. Если они продолжат политику Обамы, то до 2028 года существование МКС выгодно всем», – заявил специалист.
Время задуматься об операции
По словам Ивана Моисеева, сведение космических объектов в океан – обычное дело. Но МКС гораздо больше «Мира» и «Салютов», ее вес составляет 417 с лишним тонн – такие объекты с орбиты еще никто в мире не снимал. «Сейчас самое время начинать думать об операции», – считает эксперт.
Он напомнил, что к станции сейчас летают грузовые кораблик, которые несут гораздо больше полезной нагрузки, чем российские «Прогрессы». К примеру, японский HTV может взять на борт шесть тонн груза, а американские Dragon и Cygnus – 3,3 и 3,5 тонны соответственно. Также опыт эксплуатации подобных аппаратов есть у Европейского космического агентства, но в Старом Свете программа была закрыта.
«Все эти корабли способны столкнуть станцию в нужное место в нужное время. Необходимо их только доработать, снабдив дополнительными объемами топлива», – считает Моисеев.
Уникальный российский опыт
Впрочем, Андрей Ионин считает, что не стоит заглядывать так далеко. По его мнению, сведение МКС с орбиты Земли станет крупной международной операцией, потому что на станции слишком много всего «завязано». К тому же она большая, и в этом плане есть хорошие перспективы для России. Только у нашей страны опыт затопления космических аппаратов весом в несколько десятков и даже сотен тонн – и это само по себе является определенным конкурентным преимуществом. В качестве примера он привел станции «Салют» (вес одной около 20 тонн – прим. ред.) и «Мир» (вес – около 125 тонн – прим. ред.).
Что касается нового отечественного грузовика, Ионин не понимает, что в нем будет действительно нового. При этом он добавил, что теоретически реально его использование в качестве «могильщика» МКС и не исключено, что НАСА действительно воспользуется услугами России.
Руслан Давлетшин