Дивизионы береговых ракетных комплексов будут контролировать российские территориальные воды и проливы, а также защищать морские базы
Минобороны России развернуло на островах Итуруп и Кунашир противокорабельные ракетные комплексы «Бал» и «Бастион». Они помогут усилить защиту военно-морских баз и инфраструктуры побережья. По мнению экспертов, размещение новейших ракетных систем — это сигнал о решимости Российской Федерации сохранить эти территории за собой.
Береговой ракетный комплекс (БРК) «Бастион», разработанный и выпускающийся реутовским НПО машиностроения, уничтожает сверхзвуковыми ракетами «Оникс» («Яхонт») вражеские корабли и наземные цели на дальности 300–500 км. До недавнего времени считалось, что «Бастионы» могут поражать только корабли и суда противника. Но 15 ноября новейшие БРК в ходе ударов ВМФ России по объектам в Сирии успешно уничтожили с высокой точностью несколько наземных целей. Вооруженный ракетами Х-35 ракетный комплекс «Бал», изготовленный Корпорацией тактического ракетного вооружения (КТРВ), способен ликвидировать наземные и надводные цели врага на расстоянии около 300 км.
Как указывается в официальном издании Тихоокеанского флота — газете «Боевая вахта», усиленный дивизион «Бастионов» уже заступил на боевое дежурство на острове Итуруп, а дивизион «Балов» в настоящее время уже перебазировался на соседний Кунашир. Оба подразделения входят в состав сформированной в 2014 году 72 береговой ракетной бригады. Примечательно, что до конца нынешнего года оба дивизиона проведут учебные стрельбы боевыми ракетами.
По данным НПО машиностроения, дивизион БРК «Бастион» — это восемь пусковых установок (ПУ), установленных на автомобили высокой проходимости МЗКТ-7930. Каждая ПУ перевозит две готовые к немедленному старту после получения команды сверхзвуковые ракеты «Оникс». Также в дивизионе есть транспортно-заряжаюшие машины с дополнительным боекомплектом для пусковых установок.
Как указывается на сайте КТРВ, организационно-штатная структура подразделений берегового ракетного комплекса «Бал» во многом напоминает дивизион «Бастионов». Правда, каждая пусковая установка БРК «Бал» наносит удар по врагу не двумя, а восемью ракетами Х-35.
Военный историк Дмитрий Болтенков напоминает, что во времена Советского Союза на Курильских островах постоянно находились береговые ракетные дивизионы.
— На Курильских островах в 1980-х годах были развернуты подразделения, оснащенные противокорабельными комплексами «Редут» и «Рубеж», — говорит Болтенков. — Тогда морские ракетчики дислоцировались на островах Симушир и Итуруп. Правда, в первой половине 1990-х годов они были выведены с островов и расформированы.
По словам бывшего российского посла в Японии Александра Панова, можно предположить, что за счет усиления контингента на островах подается сигнал о решимости РФ сохранить за собой острова Южно-Курильской гряды.
— Скорее всего, японцы закроют глаза на действия РФ, поскольку в декабре намечается встреча в верхах, а в двусторонних отношениях позитивная динамика, — говорит дипломат. — Скандал никому не нужен. Впрочем, по дипломатическим каналам они, возможно, попросят разъяснить причины наращивания военного присутствия. Токио вполне устраивает статус-кво. Единственный возможный компромисс — это сценарий 1956 года с возвращением Японии двух меньших островов.
Панов подчеркнул, что динамика российско-японских отношений сейчас очень позитивная.
— Премьер Абэ обладает хорошим стратегическим видением и понимает, что Япония должна стать более самостоятельной, а для этого важны прочные партнерские отношения с РФ, — рассказывает эксперт. — Это позволит сбалансировать растущее влияние Китая, а также стимулировать экономику за счет развития отношений с российским Дальним Востоком.
Алексей Рамм, Николай Сурков