В начале нынешнего года министр обороны России заявил, что обустройство военных объектов в островной части Арктики и формирование инфраструктуры на Курилах планируется завершить уже в этом году. «Далее мы переходим ко второму этапу строительства и создания наших баз в Арктике. В 2016 году мы должны полностью завершить формирование всей структуры на Курильских островах», – сказал генерал армии Сергей Шойгу. На Итурупе и Кунашире в настоящее время – впервые с 1960-х годов – строятся военные городки. В течение года строителям предстоит завершить работы по реконструкции и строительству более 220 объектов, в том числе жилых домов, школ, детских садов, спорткомплексов.
Экономическое и стратегическое значение Арктического района для России очень велико. На Севере уже добывается более 80% российского газа, свыше 90% кобальта и никеля. Территория обеспечивает формирование до 15% ВВП и около 25% российского экспорта. Российская арктическая территория может содержать свыше 560 млрд. баррелей нефти, что почти в 2,5 раза больше, чем нефтяные запасы Саудовской Аравии! Арктика богата залежами алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля, свинца, меди, титана, угля… Львиная доля этих сокровищ находится на российских шельфах и их требуется оберегать от всякого рода любителей поживиться чужим.
Поэтому наращивание в Арктике в последние годы оборонной инфраструктуры – один из приоритетов Вооруженных сил России. В ноябре прошлого года статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Панков отмечал, что здесь формируется широкий спектр потенциальных вызовов и угроз безопасности России. В регион, по его словам, устремились развитые страны, не имеющие выхода к приполярным областям.
Действительно, ресурсы Арктики не просто впечатляют, но и притягивают как магнит слишком многих. Сегодня в них заинтересованы американцы, норвежцы, финны, шведы, датчане, канадцы, исландцы и даже японцы и корейцы с китайцами! Азиаты, чьи страны, мягко говоря, весьма далеки от Арктики, ударными темпами строят современные ледоколы. Для Евросоюза Арктика (точнее ее рудные кладовые) обеспечивает около 88% производства железа и стали, а также треть рыбного улова. Согласно «Геологическому обзору» США (2009 г.), здесь сосредоточены 13% неразведанных запасов нефти и 30% природного газа, становящихся по мере таяния арктических льдов доступными для разведки и освоения.
Арктика уже объявлена «стратегически важным объектом для НАТО». Согласно заявлению официального представителя альянса уроженца Канады Джеймса Аппатурая, «этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО, в том числе в плане безопасности». Такого рода замечания не могут остаться вне поля зрения российского военно-политического руководства. А потому в 2015 г. Минобороны России построило в Арктике почти 440 объектов военной инфраструктуры, а в течение 2016-го планирует построить ещё 400. В мае этого года на воду спустят крупнейший в мире ледокол «Арктика» проекта 22-220. Спуск на воду самого крупного и мощного ледокола приурочат к юбилею (160-летию) Балтийского судостроительного завода.
Русская «Арктика» станет головным судном в серии ледоколов принципиально нового класса, которые обеспечат нашей стране круглогодичную навигацию в арктических морях. При этом, как заявил 2 декабря 2015 г. глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, «уже заложен второй ледокол, третий, то есть у нас там по графику 2017-й, 2019-й, 2020-й годы идёт последовательная сдача ледоколов нового класса, а в Питере уже проектируется и подготовлен базовый проект принципиально нового поколения атомного ледокола «Лидер», с ещё большей мощностью, с ещё большими возможностями по обеспечению круглогодичной навигации большими танкерами и большими газовозами».
Действительно, первый серийный ледокол проекта 22-220 был заложен в мае 2015 г. и получил имя «Сибирь», еще одно такое судно под именем «Урал» будет заложено в сентябре 2016 г. Ну а сам головной универсальный атомный ледокол «Арктика» будет оборудован атомной энергетической установкой нового типа и станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 метра, ширина – 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии –10,5 метра, минимальная рабочая осадка – 8,55 метра, водоизмещение – 33,54 тысячи тонн. Такие атомоходы смогут преодолевать почти трехметровые льды и проводить суда грузоподъемностью до 100 тысяч тонн. Они будут обслуживать Северный морской путь и осуществлять проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря в страны Атлантического и Тихого океана.
Минобороны России официально заявляет на весь мир, что Северный флот продолжит в 2016 г. активную деятельность в Арктике. В частности, в конце лета к северным островам архипелагов Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и Северная Земля отправится возрожденная в прошлом году Арктическая гидрографическая экспедиция флота. «Важнейшими направлениями этой деятельности останутся защита интересов Российской Федерации в данном регионе, обеспечение безопасности на главной национальной транспортной коммуникации – Северном морском пути, сохранение паритета и баланса сил в регионе», – говорится в сообщении пресс-службы СФ.
Одной из основных задач флота по-прежнему останется планомерное и целенаправленное исследование Арктики, в том числе проведение океанографических и гидрографических исследований. Кроме того, в текущем году на СФ спланирован ряд арктических походов боевых кораблей и судов обеспечения по морям Северного Ледовитого океана, а «в рамках совершенствования боевой подготовки будет проведен комплекс мероприятий по слаживанию воинских частей и подразделений, размещенных на арктических островах». В данном контексте стоит напомнить, что в прошлом году в результате экспедиции гидрографического судна СФ «Сенеж» было открыто около 20 ранее неизвестных географических объектов на острове Северный архипелага Новая Земля.
К 2018 г., согласно заявлению министра обороны РФ С. Шойгу на пресс-конференции в Русском географическом обществе, Россия полностью завершит создание и вооружение всей арктической группировки войск. Глава военного ведомства также сообщил, что Минобороны России завершает создание военной базы в арктическом регионе, подчеркнув: «Мы ни от кого это не скрываем – мы фактически завершили создание базы на Новосибирских островах, на острове Котельном. Это такая большая база, какой не было в советское время, это современное сооружение, со всем необходимым для оборудования тех рубежей».
К настоящему времени на острове Котельный построен жилой город замкнутого цикла для военнослужащих, оборудованы позиции для радиорелейных отделений, пунктов наведения авиации и позиции для зенитно-ракетных и радиотехнических подразделений. По словам С. Шойгу, база чуть меньшего размера будет развернута на острове Врангеля, также базы будут созданы на мысе Шмидта, на восточном побережье Чукотки и на Курилах. Специально для Арктики российскими учеными уже разработана модификация комплекса «Стрелец», позволяющего контролировать местонахождение военнослужащих, которая позволит потерявшемуся бойцу вернуться на базу с помощью навигационной системы ГЛОНАСС. Кроме того, по данным разработчиков, комплекс может переходить в режим радиомаяка, передавая сигнал на расстояние 50 км.
Создание военной и коммуникационной инфраструктуры на арктических островах началось в середине 2014 г. Тогда же на островах в Северном Ледовитом океане стали разворачиваться и новые радиолокационные станции. Замкомандующего войсками ВКО по противовоздушной обороне Кирилл Макаров летом 2015 г. заявил об этом следующее: «Мы много говорим о наращивании мощи России в Арктике. Вооруженные силы тут тоже не в стороне. У нас сегодня на островах в Северном Ледовитом океане развернуты новые средства вооружения, такие как ЗРПК „Панцирь“, разворачиваются новые радиолокационные станции, скоро придет истребительная авиация».
Также в 2016-2017 гг. Минобороны РФ завершит в Арктике реконструкцию сети аэродромов. Согласно заявлению министра обороны, «мы одновременно сейчас реконструируем шесть аэродромов, заканчиваем работу в какой-то части в этом году, по большей части в 2016-2017 годах. Это аэродром Тикси, дальше мы делаем аэродром совместного базирования вместе с нашими ресурсодобывающими компаниями, в частности «Ямал СПГ».
Летом прошлого года пресс-служба Спецстроя России сообщила, что до 2018 г. в Арктике будет обустроено девять аэродромов, часть из которых будет модернизирована, часть – построена заново с возможностью обеспечивать полеты Дальней и Военно-транспортной авиации. В частности, строительство нового аэродрома идет в Рогачево, взлетные полосы расширяются на острове Котельный и на мысе Шмидта. Также ранее сообщалось, что на аэродроме в Тикси с 2017 г. будут размещены самолеты фронтовой авиации и перехватчики МиГ-31. Кроме того, перехватчики будут базироваться в Анадыре.
В общем, на защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера, учитывая стремительно возросшее внимание к региону со стороны стран НАТО. Например, Times уже ничего не стесняясь, пишет, что «НАТО должно противостоять арктическим притязаниям Путина», поскольку, по словам этого влиятельного западного издания, на кону, помимо контроля за морскими путями, стоит обладание природными ресурсами Арктики – обширными залежами газа и нефти. Соответственно, НАТО должно создавать противовес «агрессивной России», держа на постоянной основе в регионе военно-морские силы. Заодно альянсу, по словам Times, придется «послужить делу мира» и снизить напряженность в Арктике, «ответив на действия Путина». Для этого ему придется задействовать свои разведывательные возможности и увеличить военное присутствие, настаивает газета. И теперь государства НАТО должны вернуться к модели сдерживания России, существовавшей во времена холодной войны.
Читая подобное в западной прессе, поневоле вспоминаешь пословицу: «Собака лает, караван идет». Ведь, как бы то ни было, но действия, предпринимаемые Россией в Арктике, наряду с прочим лишают НАТО важнейшего козыря – возможности нанесения неядерного удара по российским стратегическим ядерным силам. Кроме того, обретение Россией крепкой арктической брони способно в случае необходимости быстро превратить «щит Севера» в меч возмездия.
Что же касается официальной позиции России, то она озвучивалась уже неоднократно и остается неизменной. Согласно заявлению МИД, «Россия не видит в регионе неразрешимых противоречий. Будущее Арктики – это устойчивое экономическое развитие региона и широкое международное сотрудничество».
Сергей Богун