Они закупаются для водолазных и специальных подразделений
Златоустовский часовой завод начал поставки водолазных часов (модель 192ЧС) для водолазных и спецподразделений Минобороны. Как сообщил гендиректор предприятия Виктор Фиронов, это первый контакт с военными с 1972 года. В те годы златоустовские часы были обязательным аксессуаром и отличительным знаком военнослужащих водолазных подразделений Военно-морского флота СССР.
— В последнее время наша продукция считалась скорее сувенирной, — рассказал Фиронов. — Для изготовления корпусов мы используем титан, цирконий, корабельную бронзу. Это неплохо работает на имидж. Но интерес к нашей продукции со стороны Минобороны — это совсем другая история. Наша продукция теперь применяется в составе экипировки «Ратник» для водолазных подразделений Военно-морского флота.
Златоустовский часовой завод специализируется на производстве точной механики: сервоминиприводов и сервомикроприводов, различных реле, переключателей мощности и специальных часовых механизмов. Первые изделия, как объясняет Фиронов, применяются для создания андроидных (человекоподобных) роботизированных систем. Переключатели, секундомеры и прерыватели используются в атомной промышленности.
— Достоинство точной механики в том, что она не подвержена воздействию радиоэлектронных систем, — объяснил Виктор Фиронов. — У современных водолазов есть куда более совершенные наручные компьютеры, показывающие практически все параметры работы дыхательной системы, состояния организма. Но точная механика живет по собственным законам и остается самым надежным источником получения объективной информации. Ее невозможно отключить внешним воздействием. Возможно, именно поэтому на наши часы снова обратили внимание в Минобороны.
Линейка часов 193ЧС и 195ЧС продолжает легендарную серию часов с послевоенным дизайном 192ЧС, стоявших на вооружении водолазов и морских диверсантов Военно-морского флота СССР. Новинки изготовлены с использованием той же технологии и материалов. В отличие от последних, современные часы лишь уменьшились в габаритах, но всё равно представляют собой весьма массивное изделие — 53 и 46 мм в диаметре, 15 мм в толщину, весят они почти 200 г. В часовом мире подобные показатели характерны именно для профессиональных хронометров.
Златоустовские часы имеют свой оригинальный дизайн: строгий корпус, прочный ремешок, светящийся в темноте циферблат с крупными цифрами и три стрелки — часы, минуты, секунды. Корпус собран из дорогих в обработке материалов: титана, циркония или корабельной бронзы. Первый металл — сырье, использующееся при создании ракетно-космической и авиационной техники. Второй применяют в изготовлении элементов атомных реакторов как единственный материал, обладающий абсолютной биологической инертностью. То есть он не окисляется, не накапливает и не передает радиационное излучение. Корабельная бронза — это бывшие рынды, рамки иллюминаторов и их притяжные барашки, а также закладные таблички со списанных боевых кораблей. На задних крышках таких часов выгравированы профили и названия кораблей, из деталей которых был выточен корпус.
— Военные заказывают более простые версии, изготовленные из нержавейки, — уточнил Виктор Фиронов. — Это достаточно узкий сегмент — производится 100–150 часов в месяц. Фактически персональный, так как все наши изделия номерные, и поэтому всегда можно установить, кому они принадлежат. В них стоит тот же механизм, что и в более дорогих моделях. Часы способны работать на глубинах до 700 м с точностью плюс-минус 60 секунд в сутки и имеют резерв хода в 29 часов.
Редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский сообщил, что и в современной армии механические часы играют значимую роль.
— Если даже не вспоминать про атомный взрыв с электромагнитным излучением, отключающим всю электронику, всё равно мы знаем, что с воздействия систем радиоэлектронной борьбы начинается любой современный серьезный военный конфликт, — объяснил Мураховский. — Поэтому механические часы до сих пор стоят в панелях управления всей нашей бронетехники и самолетов. Та же начальная топографическая подготовка офицеров и командиров различных уровней начинается с обязательной сверки часов. С их помощью потом определяется положение на местности, корректируется работа электронных навигационных устройств.
Дмитрий Литовкин