В «The Wall Street Journal» появилась любопытная статья С. Боргерсона и М. Байерса — не журналистов, но экспертов. Американец Скотт Боргерсон возглавляет компанию «CargoMetrics», а Майкл Байерс — канадский учёный, заведующий кафедрой мировой политики и международного права в Университете Британской Колумбии (Ванкувер). Оба эксперта считают, что властям США необходимо оценить шансы на появление у канадских берегов российских военных кораблей: ведь стратегические приоритеты ненасытных русских могут подразумевать «аннексию» не одного только Крыма.
Авторы сообщают о недавнем государственном визите премьер-министра Канады Джастина Трюдо в Вашингтон, где он встречался с президентом Обамой. С иронией эксперты отмечают, что из Трюдо сделали прямо-таки «кинозвезду»: тут вам и «хороший внешний вид», и дух либерализма. Это всё замечательно, однако главным в визите Трюдо должно бы стать совсем другое: президент России Владимир Путин и его арктические устремления.
«В дополнение к военному вмешательству Путина в гражданскую войну в Сирии и его «аннексии» украинского региона Крым в 2014 году, — пишут соавторы, — он считает глобальное потепление преимуществом, проявляющимся близ северной границы России, и перестраивает стратегические приоритеты своей страны, нацеливая их на Арктику».
Напряжённые отношения с Россией дают США новую причину для разрешения спора с Канадой в отношении Северо-Западного прохода. Канада утверждает, что судоходные каналы между арктическими островами, которые соединяют Атлантический океан с морем Бофорта к северу от Аляски, своими «внутренними водами». США утверждают, что водный путь является «международным проливом», через который корабли всех стран имеют право «непрерывного транзитного прохода». То же касается и пролетающих в небе над «международным проливом» самолётов.
США занимают всё более активную позицию по вопросам Арктики по двум причинам: своего председательства в Арктическом совете и того большого внимания, которое администрация Обамы уделяет вопросам изменения климата. Таким образом, сейчас самое время определиться с проблемой и поставить вопрос об общей «уязвимости» перед угрозой появления в Северо-Западном проходе военно-морских кораблей «из России и других недружественных стран». Могут пробраться в США этим путём и разного рода террористы и контрабандисты.
В 1988 году, напоминают соавторы, президент Рональд Рейган и премьер-министр Брайан Малруни разрешили кризис, который был спровоцирован ледоколом Береговой охраны США, вошедшим в водный путь без разрешения Канады. Рейган согласился с тем, что все подобные суда будут спрашивать согласия Канады, а господин Малруни в ответ пообещал, что согласие всегда будет предоставлено.
Однако та договорённость была достигнута до изменения климата. В результате последнего Северо-Западный проход открылся и для других судов, не только для ледоколов.
По данным научного центра «Polar» (Polar Science Center), объём морских льдов в Арктике за последние четыре десятилетия уменьшился вдвое. Рост средних температур в тех широтах, особенно в зимнее время, в скором времени откроет новые арктические морские пути. Арктические проходы никогда не могут в полной мере конкурировать с грузовыми маршрутами по Суэцкому или Панамскому каналу, однако они гораздо короче для некоторых маршрутов, представляющих интерес.
По мнению Боргерсона и Байерса, США и Канада могли бы сейчас заключить «сделку» в отношении Северо-Западного прохода, позволяющую защитить законную озабоченность ВМС США по поводу свободы морей и признать наконец «внутренние воды» Канады. Начать следует с двустороннего договора, а затем его можно расширить, заключая соответствующие соглашения между Канадой и другими союзниками США. Такой подход уже доказал свою эффективность: например, двусторонние договоры заключены между США и странами Карибского бассейна и являются основанием для перехватов наркотиков на море.
Правда, чтобы договориться таким образом, Канаде и США придётся решить кое-какие фундаментальные проблемы.
Вот первейшая проблема: любой компромисс по Северо-Западному проходу может создать прецедент в отношении других водных путей (например, Ормузского пролива, куда выходят нефтяные танкеры из Персидского залива). США и там претендуют на право непрерывного транзитного движения.
К счастью, отмечают эксперты, юристы и дипломаты «могут легко отделить» Северо-Западный проход от этих проливов на основе его значительной протяжённости, часто встречающегося морского льда и низкого уровня судоходства. Беспокойство по поводу прецедента может быть облегчено также дополнительным соглашением о том, что договор не касается правового статуса других водных путей.
Авторы напоминают о «долгой истории сотрудничества США и Канады по вопросам безопасности», а также о «взаимовыгодном сотрудничестве в области судоходства в водах, находящихся под национальной юрисдикцией». Теперь же пришло время договориться по поводу северо-западной части Канады («пока не стало слишком поздно»). Морские льды тают, иностранные корабли то и дело появляются, и, вероятно, осталось совсем немного до прибытия сюда «военного корабля», который отправит в регион «напористая Россия».
* * *
Очевидно, что под популярный шумок о «русской угрозе» канадское экспертное сообщество продвигает идеи о канадской же территориальной экспансии. Идёт самая обыкновенная борьба за Арктику, и передовые канадские правоведы, связанные с крупным бизнесом, взялись отстаивать коммерческие интересы родины.
Ничего в этом плохого, конечно, не было бы, не расписывай досужие сочинители в тексте «военные корабли» русских, дополняя их судами неких «террористов» и «контрабандистов» (должно быть, ради убедительного художественного образа). При помощи столь сомнительных определений вылепляется в арктических льдах целая враждебная орда, нацелившаяся не только на Канаду, но и на беззащитные США, измученные кремлёвскими «аннексаторами».
Мистеру Обаме ничего не остаётся, как росчерком пера отдать Канаде все северные воды, где только встречается лёд. Таким-то вот образом мудрая Америка сможет раз и навсегда избавиться от «русской угрозы» в Арктике.
Олег Чувакин