Рогозин поручил Минобороны уточнить границы России в Арктике
Минобороны к 2020 году уточнит морские границы России в Арктике. Соответствующий проект должен был быть готов еще в 2015 году. Карта Арктики советских времен «не соответствует современной физико-географической обстановке и коренным интересам РФ в Арктическом регионе», считает глава арктической госкомиссии Дмитрий Рогозин. В то же время эксперты намекают, что пора снижать градус нагнетания ситуации в Арктике и улучшать социальную инфраструктуру региона.
Глава государственной комиссии по развитию Арктики вице-премьер Дмитрий Рогозин во вторник на заседании в Архангельске поручил Министерству обороны уточнить линии государственной границы в Северном Ледовитом океане. В августе 2015 года Россия подавала в ООН заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике. Ее рассмотрение ожидалось к проведению весной 2016 года. Планировалось присоединение хребта Ломоносова и других образований, имеющих континентальную природу. Вице-премьер подчеркивал важность определения границ территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа страны.
«Прошу Минобороны, которому председателем правительства РФ еще 1 марта 2013 года было поручено в срок до IV квартала 2015 года подготовить соответствующий проект постановления правительства РФ, проинформировать о ходе работ по уточнению положения прямых исходных линий вдоль арктического побережья. Необходимо завершить эту работу», — заявил Рогозин в пятницу. Глава госкомиссии подчеркнул, что утвержденные еще в Советском Союзе координаты и географические точки «не соответствуют современной физико-географической обстановке и коренным интересам РФ в Арктическом регионе».
По словам замглавкома ВМФ России вице-адмирала Александра Федотенкова, сегодня действует перечень из 391 исходной точки для определения морских границ в Северном Ледовитом океане, утвержденный Советом Министров СССР еще в 1984–1985 годах.
В арктическую зону входят моря, острова и северные материковые части, имеющие принадлежность к разным государствам. К Арктике относятся, в частности, российские архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, остров Врангеля, Новосибирские острова, Северная Земля и многие другие, а также Канадский арктический архипелаг и самый большой остров – Гренландия.
Все тот же Рогозин называл «российскую Арктику» местом пересечения «острых национальных интересов многих зарубежных стран». «Именно поэтому мы крайне заинтересованы, чтобы в регионе сохранялся мир», — отмечал он, подчеркивая, что важно сохранить лидирующие позиции в регионе не только с точки зрения хозяйственного освоения, но и в целях развития науки, экологии и технологий.
Отметим, что с 2001 года Россия заявляла территориальные претензии на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева. Заявку в ООН считали недостаточно информативной, поэтому отклонили. В 2015 году ее обновили, внеся туда подводные пространства площадью около 1,2 млн кв. км на территории, превосходящей 350 морских миль от побережья. По прогнозам, участок содержал углеводородов объемом в 4,9 млрд тонн условного топлива.
Задачи по укреплению Арктического региона, снижению угроз национальной безопасности России в Арктике и обеспечению ее стратегической стабильности включены в обновленную российскую Морскую доктрину.
Граница России в Арктике, пожалуй, самая масштабная по сравнению с другими государствами, поэтому ее оборона особенно важна. Стоит отметить, что несколько лет назад в приграничные воды России «заплыла» американская подлодка, да и другие страны НАТО ведут в регионе активную разведдеятельность. В Минобороны отмечали, что в Арктику устремились «развитые страны, в том числе не имеющие выхода к приполярным областям».
«Отдельные из них безосновательно стремятся увеличить свои территории за счет континентального шельфа и островов Северного Ледовитого океана. Таким образом, в Арктике формируется широкий спектр потенциальных вызовов и угроз безопасности нашей страны», — заявлял замминистра Николай Панков.
Вооруженные силы России в ответ на эти действия даже обзавелись специальным соединением — Объединенным стратегическим командованием «Север». За последние годы также усилилась программа боевой подготовки армии в северных регионах. По оценкам начальника штаба Северного флота вице-адмирала Николая Евменова, «ни одна другая морская держава не продвинулась в освоении Арктики так далеко, как это делает Россия».
Американский генерал Филипп Бридлав в свою очередь традиционно высказывал озабоченность российской активностью в регионе, отмечая, что претензии России напрямую США не затрагивают, но касаются союзников, в связи с чем изучаются «возможности сдерживания России в Арктике». Активность России в Арктике ряд стран используют для увеличения военных бюджетов.
На поручение Рогозина по очерчиванию границ страны на Севере поспешили ответить военные. Замглавкома ВМФ Федотенков заявил, что военное ведомство до 2020 года намерено исполнить поставленную задачу, в частности «доработать проекты перечня географических координат точек, определяющих положение исходных линий, и перечни координат точек внешних границ исключительной экономической зоны и завершить работу».
По его словам, в текущем году предстоит завершить межведомственную проработку вопросов «по уточнению положений прямых исходных линий» вдоль арктического побережья России, вокруг архипелага Земля Франца-Иосифа и предложений по отнесению дополнительных акваторий арктических морей к историческим водам. В течение ближайших двух лет (2016–2018) Минобороны будет вести гидрографические и топогеодезические работы в прибрежных водах и на побережье арктической зоны страны, чтобы уточнить положение береговых линий и обновить морские навигационные карты. Кроме того, Федотенков сообщил о предложении по расширению «исторической зоны».
«Министерством обороны подготовлены и представлены в аппарат Совета безопасности России предложения по отнесению дополнительных акваторий арктических морей к историческим водам РФ», — заявил вице-адмирал.
Стоит отметить, что согласно заявлению главы ведомства Сергей Шойгу, к 2018 году должно полностью завершиться создание и вооружение всей арктической группировки. Хотя уже в прошлом году военные приступили к боевому дежурству на четырех военных базах в регионе, в частности на острове Врангеля, Земле Александры, мысе Шмидта и Новосибирских островах.
По мнению председателя Общероссийского общественного движения поддержки флота капитана первого ранга Михаила Ненашева, нагнетание вокруг обычных рабочих вопросов атмосферы ажиотажа — контрпродуктивно.
«Чем меньше рабочих вопросов выносится на дискуссионную площадку, тем спокойнее работать, иначе это вызывает у наших соседей желание нам ответить. Это выливается в то, что на площадках ООН и других наши партнеры пытаются досадить нам.
А есть пример с Охотским морем, где мы урегулировали десятилетиями нерешаемый вопрос с тем, чтобы они признали большую ее часть российской, который говорит о том, что без излишнего шума можно работать и искать компромисс», — сказал Ненашев.
Любопытно, что буквально за день до проведения в России заседания комиссии по Арктике в Канаде заявили о плане расширения структуры в регионе. Военные хотят создать больше инфраструктуры, которая позволила бы проводить операции круглый год. В частности, планируется расширение созданного в 2013 году Арктического учебного центра в эскимосской деревне Резольют на острове Корнуоллис территории Нунавут.
«Канадцы, норвежцы, американцы, исландцы — все, кто имеет обоснованный интерес к этому региону, также могли бы сбавить градус местами истерического внимания к Арктике. Россия могла бы в этом плане им пример подать.
Север не любит суеты, он требует основательного решения, а не крикливого раздувания воздушных шаров», — отмечает Ненашев.
По его словам, главным в деятельности госкомиссии по Арктике стоит поставить вопрос предотвращения оттока населения и улучшения ситуации в социальной сфере, так как опустынивание территорий приводит к очень серьезным проблемам.
Как сообщили в ходе заседания госкомиссии, по представленным Минэкономразвития материалам в перечень приоритетных вошли 145 проектов по развитию Арктики с общим объемом финансирования в пределах 4,8 трлн руб., из них почти 4 трлн руб. приходятся на внебюджетные источники.
Екатерина Згировская