Признает ли международная комиссия наши притязания на шельф?
Во вторник, 9 августа, комиссия ООН начала рассмотрение заявки России на расширение континентального шельфа в Арктике. Об этом сообщает ТАСС.
Сессия рабочей группы, в состав которой входят более 20 экспертов, в том числе из стран Латинской Америки, Восточной и Западной Европы, продлится несколько дней. Как заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, по ее итогам будут собраны конкретные вопросы и замечания для последующего предметного обсуждения.
Напомним, что на кону немалый куш. Россия претендует на присоединение ряда участков морского дна: хребта Ломоносова, котловины Подводников, района поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса.
Поданная в августе 2015 года заявка на территории в Арктике опирается на результаты девяти научных экспедиций, проведенных в Северном Ледовитом океане в 2005—2014 годах. В документе изложена геологическая модель эволюции Арктического бассейна, которая позволяет утверждать, что эти участки морского дня являются естественным продолжением континентального шельфа России.
Площадь этой арктической территории составляет 1 млн. 191 тысяч квадратных километров. По самым скромным оценкам, это позволит прирастить РФ потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд. тонн условного топлива.
Заметим, что помимо России и Дании (которая в декабре 2014 года подала собственную заявку на присоединение обширных территорий в Арктике, включая хребет Ломоносова, на который претендует РФ), на различные участки дна Северного Ледовитого океана претендуют Канада, Норвегия и США. Интерес государств к северным морям продиктован тем, что в их недрах содержатся 83 млрд. тонн условного топлива. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей.
Надо сказать, у России имеется удачный опыт в деле предоставления заявок. Два года назад ООН одобрила претензии Москвы на участок в Охотском море площадью свыше 50 тысяч квадратных километров. Но на этот раз задача куда сложнее.
Заявка России «пересекается» с претензиями со стороны Дании, а сама по себе комиссия не решает, кому в итоге будет принадлежать какая-то часть арктического дна. На деле, комиссия лишь следит за исполнением Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, и дает оценку представленным материалам с научной точки зрения.
Это значит, что в спорных моментах приарктическим государствам все равно придется договариваться между собой. И пока такой договоренности нет, спорные территории Арктики будут считаться «ничейными».
Как на деле выглядят шансы России «прирасти» арктическим шельфом?
— Задача комиссии ООН — подтвердить научную обоснованность представленной информации, — отмечает главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев. — В 2001 году комиссия отклонила первую заявку России о признании частью ее континентального шельфа хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, поскольку сочла эти участки океаническим плато, которое образовалось в результате поднятия морского дна.
Тогда в России была создана мощная группа ученых под эгидой РАН, которая провела масштабные исследования в Арктике, включая глубоководное бурение. В результате, была создана геодинамическая модель, которая показала: 120 миллионов лет назад территория, на которую сейчас претендует РФ, являлась частью Сибирского плато, и выходила к нынешнему Баренцеву морю. Но примерно 100 миллионов лет назад эта территория начала дрейфовать в сторону Северного полюса. Плато и поднятие сохранились, а на месте, откуда они ушли, образовались котловина Макарова и котловина Подводников.
Датчане, в свою очередь, доказывают, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева когда-то были частью Североамериканского континента.
Сейчас идет научная дискуссия, кто прав, и вердикт должна вынести комиссия ООН, опираясь именно на оценку научных данных.
Но комиссия, понятно, состоит из конкретных людей. В нее на принципах ротации входят представители 21 стран из 159 государств, подписавших и ратифицировавших международную Конвенцию ООН по морскому праву. На членов комиссии влияет и политика, и общее настороженное отношение к России со стороны Запада.
— Как проходит работа комиссии?
— Она состоит из цикла семинаров, на которых стороны представляют научные данные и ведут научную дискуссию. А в принципе, согласно Конвенции, вопросы о принадлежности спорных участков континентального шельфа решаются между «соседними и противолежащими государствами».
С одним из арктических государств — США — Москва еще в 1990-м заключила договор о разграничении территорий, экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также в Северном Ледовитом и Тихом океанах.
С Норвегией мы достигли договоренностей о делимитации морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане в 2011 году.
«Неохваченными» соглашениями остались Дания и Канада. И научное обоснование наших притязаний — очень серьезный фактор в споре о принадлежности арктического шельфа.
— Каковы шансы, что комиссия признает наши притязания?
— Думаю, мы не зря 10 лет вели огромную работу в Арктике. Кроме того, государства «арктической пятерки» просто вынуждены искать компромисс. Сейчас в Арктику, за пределы 200-мильной зоны вдоль берегов сопредельных государств, может прийти любое государство, и вести там экономическую деятельность. К счастью, это «свободное» арктическое пространство покрыто ледяным панцирем, и добраться туда очень непросто.
Но если вопрос о разделе арктического шельфа будет полюбовно решен между членами «пятерки», другие государства смогут приходить в Арктику только с согласия прибрежных государств.
Допустим, на добычу полезных ископаемых в российской зоне Арктики потребуется разрешение Москвы. И в этом случае мы сможем выдвигать встречные условия соискателям — например, получать от них инвестиции и технологии.
Причем, повторюсь, такой раздел в интересах не только России, но и всей «арктической пятерки» — РФ, США, Канады, Дании и Норвегии.
Напомню, что в 2008 году «пятерка» приняла Илулиссатскую декларацию по итогам Первой конференции по Северному Ледовитому океану. В этом документе стороны заявили, что все вопросы в Арктике они будут решать на основе согласия, компромиссов и морского права.
Причем, члены «пятерки» понимают: если не решить вопрос о разделе Арктики по доброму согласию, ее богатства могут достаться другим странам.
— Китаю, например?
— Не только Китаю. Сейчас Южная Корея, Япония, Сингапур получили статус наблюдателей в Арктическом совете. По той же линии пытается двигаться Евросоюз. Даже Монголия подала заявку в совет, и хочет получить статус наблюдателя.
Словом, сейчас все страны стремятся в Арктику, и вот почему. По прогнозам, из-за глобального потепления уже через 30−40 лет Северный Ледовитый, возможно, будет свободен ото льда в течение одного-двух месяцев в году. И можно будет приступить к добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе.
— Как быстро вынесет решение комиссия ООН по российской заявке?
— Комиссии предстоит рассмотреть не только российскую заявку, но и датскую. Дело это небыстрое, и может занять несколько лет.
— Согласно Конвенции ООН по морскому праву, шельф автоматически принадлежит стране, от берегов которой он идет, — напоминает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Это значит, что если комиссия ООН подтвердит притязания России, мы спокойно запишем новые арктические территории в свой актив. И если какая-то страна станет покушаться на них, будем вправе дать военный ответ.
Замечу, что любое государство стремится расширить свою территорию. Это естественно: чем больше территория, тем государство сильнее, и тем у него больше ресурсов и возможностей.
Неслучайно даже за Антарктиду после Второй мировой разгорелась серьезная борьба. На Антарктиду, напомню, претендовали несколько государств, и прежде всего США.
В 1946-м в Антарктиду выдвинулась специальная эскадра из 14 военных кораблей США, включая авианосец, подводную лодку Sennet и вспомогательные суда. В составе экспедиции было несколько тысяч морских десантников.
В ответ Иосиф Сталин отправил к Южному полюсу советскую эскадру. По некоторым данным, в походе участвовали эскадренные миноносцы, построенные в 1945 году с использованием трофейных технологий. Эти технологии применяли японцы при проектировании своих эсминцев типа «Фубуки», которые предназначались для плавания в суровых условиях северных и арктических морей. Спустя время СССР разместил в Антарктике и свои военные базы.
Благодаря такой жесткой позиции СССР, в 1959 году был подписан, наконец, договор об Антарктике, предусматривающий ее демилитаризацию, и превращение в зону, свободную от ядерного оружия.
В Арктике сегодня ситуация другая: ряд государств с ней непосредственно граничит, и потому могут претендовать на арктические территории. Естественно, каждое из этих государств стремится распространить свой контроль на максимально широкую зону. И Россия — не исключение.
Нам Арктика важна не только с точки зрения экономической, но и военно-стратегической. Именно через Арктику будет, в случае необходимости, осуществляться основной ядерный удар по США. И нам важно не допустить, чтобы американцы развернули в арктическом регионе свои средства ПРО, или получили возможность «охотиться» за нашими подводными лодками-ракетоносцами.
Кроме того, Арктика важна России с точки зрения экономики будущего. Со временем на арктическом шельфе можно будет развернуть добычу нефти и газа, и Москве не с руки отдавать эти богатства какому-нибудь международному консорциуму.
Думаю, наше политическое руководство мыслит в отношении Арктики стратегически, и правильно делает, что пытается застолбить арктический шельф за Россией.
Андрей Полунин