Обама продолжает устанавливать нефтяные минные поля для Трампа
Администрация уходящего президента США решила не выдавать разрешения на бурение нефтяных и газовых скважин на арктическом шельфе, «присоединившись» таким образом к мораторию, который в сентябре объявило Минприроды РФ для российских компаний. Однако руководство министерства сегодня на форуме «Дни Арктики в Москве» посетовало, что исследовано только около 10% арктического шельфа и разведано всего 19 месторождений. Эксперты поясняют, что добывать нефть на шельфе северных морей сейчас не стоит из-за слишком высокой себестоимости. Заработать можно разве что на «виртуальной» продаже запасов акционерам.
Администрация уходящего президента США Барака Обамы продолжает принимать решения как будто в пику будущему президенту Дональду Трампу. Вчера было принято решение заблокировать планы по бурению новых нефтяных и газовых скважин на арктическом шельфе на ближайшие пять лет, говорится в сообщении Министерства внутренних дел страны. Документ вступит в силу 1 июля 2017 года. Согласно ему, Вашингтон не будет выдавать лицензии на геологоразведку и добычу на шельфе в Чукотском море, море Бофорта и заливе Кука.
Вернуться к вопросу выдачи лицензий можно будет только в 2022 году. Как отмечает издание Inhabitat, этот срок превышает президентский срок Дональда Трампа, который в ходе предвыборной гонки заявлял, что отменит ограничения на деятельность нефтегазовых компаний, введенные администрацией Обамы. Правда, речь тогда шла в первую очередь о так называемой сланцевой нефти, добыча которой сопряжена с серьезным экологическим ущербом. Интерфакс сообщает, что из-за процедуры отмены решений Трампу может понадобиться до двух лет, чтобы выполнить обещание.
Так совпало, что вчера же на форуме «Дни Арктики в Москве» о перспективах добычи углеводородов в русском секторе Арктики рассказывал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Из его слов следует, что наша страна, наоборот, должна наращивать активность на шельфе. «В материковой зоне российской Арктики открыто 346 месторождений нефти и газа, а на арктическом шельфе – всего 19, – посетовал министр. – Неразведанный потенциал углеводородов арктической зоны составляет 91% на шельфе и 53% на суше», – сказал Донской.
Правда, в сентябре Минприроды РФ также объявило о моратории на предоставление недропользователям новых участков шельфа в Арктике. Донской тогда заявлял, что это решение должно позволить компаниям сфокусироваться на исполнении ранее взятых на себя обязательств, и призывал перераспределить финансовые ресурсы в пользу геологоразведки.
«Относительно хорошо изучены южные части акваторий Баренцева и Карского морей. Слабо – северные районы этих морей, а также восточно-арктические моря: Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. В пределах последних не пробурено ни одной глубокой скважины», – подчеркнул вчера министр.
Однако компании проявляют меньше рвения в освоении трудноизвлекаемых углеводородов на фоне упавшей в несколько раз цены на нефть. «Роснефть» и «Газпром» уже согласовали в Роснедрах перенос сроков геологоразведки и начала добычи на 31 участке на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей. В результате планы по добыче нефти в Арктике могут снизиться почти на 30%, сообщил вчера глава Роснедр Евгений Киселев.
В 2015 году на российском шельфе компании добыли 18,8 млн т нефти, в том числе 16 млн т – на шельфе Охотского моря, преимущественно на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». На шельфе Арктики, на Приразломном месторождении (принадлежит «Газпром нефти»), было добыто всего 800 тыс. т. Вчера Донской сообщил, что разведанные запасы нефти на арктическом шельфе России на начало января 2016 года составляли 585 млн т. Напомним, что всего Россия в год добывает свыше 500 млн т нефти.
«Не удивительно, что при нынешних низких ценах на нефть подходы к добыче на шельфе администрации Обамы и наших властей оказались близки, – сказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Наши компании из-за высокой себестоимости также сокращают объемы работ, обосновывают перенос сроков реализации проектов. Разрабатывать месторождения на шельфе сейчас можно только с использованием льгот от государства, а их не предвидится».
Наращивание геологоразведки на шельфе все же имеет экономический смысл, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. «Несмотря на то что США в основном сворачивают работы на шельфе, небольшие частные компании продолжают интересоваться этой темой. В случае удачи (а недавно американцы открыли новое месторождение) они могут заработать на значительном увеличении стоимости своих акций. Та же история и с нашими компаниями: добычу на новом месторождении можно отложить до лучших времен, а увеличение капитализации происходит сразу за счет постановки на баланс разведанных запасов».
По данным эксперта, общая площадь арктического шельфа России занимает 4,1 млн кв. км, из которых 1,95 млн уже «охвачены» лицензиями. «Разница в подходах с американцами у нас все же есть, – уверен Танкаев. – Наша инфраструктура на севере гораздо более развита, чем у американцев. Это касается и действующих предприятий, и обновляемого ледокольного флота. У американцев есть масса возможностей развивать нефтегазодобычу, и им не обязательно делать это в Арктике».
Анатолий Комраков