Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Станет ли Арктика "вторым Персидским заливом"?

ПОДРОБНОСТИ 15.03.2016 в 20:58

9 марта в Мурманске состоялось выездное заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, где были обсуждены проект новой редакции госпрограммы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года", обеспечение транспортными средствами Арктической зоны РФ, итоги северного завоза за 2015 год. 

Напомним, что на российском Крайнем Севере сосредоточено почти 80% разведанных запасов арктических нефти и газа. В арктической зоне РФ также находятся богатые месторождения никеля, меди, урана, угля, золота, вольфрама, алмазов. 

Выступая на заседании президиума, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин предложил заложить территориальный принцип в основу госпрограммы социально-экономического развития Арктики, то есть создать опорные зоны развития по аналогии с ТОР на Дальнем Востоке. 

Напомним, что Минэкономразвития РФ должно было до 1 декабря 2015 года разработать новую редакцию вышеуказанной госпрограммы, затем срок был продлен до конца марта 2016 года. "Тем не менее, очевидно, что госпрограммы как цельного, выверенного и согласованного документа, до сих пор нет", – подчеркнул Рогозин, отметив, что этот вопрос вынесен на повестку дня заседания правительства 21 апреля. 

Замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский в своем выступлении отметил, что инвесторы в опорных зонах будут получать налоговые, таможенные льготы, предоставление субсидий, земельных участков и другие меры господдержки. 

Исходя из существующего административно-территориального деления, функционирования транспортных узлов, ресурсной базы будут выделены восемь основных опорных зон, по одной в каждом арктическом субъекте РФ – Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Норильская, Северо-Якутская, Чукотская. 

Госпрограмма по развитию Арктики предполагает реализацию шести подпрограмм: «якорной» – по созданию опорных зон развития Арктики и обеспечению их функционирования; подпрограммы, реализацию которой планируется осуществлять за счет межрегиональной кооперации и создания технологических цепочек, выходящих за пределы Арктической зоны России; подпрограммы, обеспечивающей экологическую безопасность и мониторинг состояния окружающей среды Арктической зоны России; подпрограммы, связанной с обеспечением устойчивого развития коренных народов Севера; подпрограммы по информационному обеспечению и подпрограммы, в которую будут включены меры нормативно-правового характера. 

Реализована она будет в три этапа. На первом планируется разработать концепцию опорных зон в Арктике, запустить комплексную систему информационной поддержки и национальных интересов РФ в Арктике, на втором планируется запуск пилотных проектов опорных зон, наполнение их научными и технологическими решениями, на третьем этапе они начнут полноценную работу. Для каждой опорной зоны будет разработана своя стратегия развития. 

В целом реализация госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» потребует 260,2 млрд рублей.

Создание опорных зон, в частности, Северо-Якутской, – хорошее и нужное предложение, полагает вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктор Губарев, курирующий, в том числе, вопросы, связанные с развитием северных и арктических районов Якутии. 

"Уверен, у нас в Якутии есть хорошие перспективы, хорошие заделы, например, Зеленомысский морской порт с капитальным бетонным пирсом – участок Северного морского пути от Амбарчика до поселка Черский. Необходимая инфраструктура сохранена и в поселке Тикси, остались гидробазы, в том числе Колымская гидробаза в поселке Черский", – сказал он. 

Губарев отметил, что за последние 40-50 лет наша страна приобрела хороший опыт работы в Арктическом регионе. "До 1990 года государством Заполярью уделялось существенное внимание: присутствием вооруженных сил, охраной государственных границ, достаточным количеством авиаподразделений в том числе в якутских поселках Тикси, Черский, Чокурдах и т.д. Сейчас приходит понимание, что все это нужно возрождать на более высоком уровне", – считает он. От руководства Якутии, депутатов Ил Тумэна, отметил Губарев, "будет зависеть максимальное включение Северо-Якутской опорной зоны в активное развитие Арктики". По его мнению, нужно обратить внимание на все имеющиеся в республике наработки, в том числе в геологии. 

Вместе с тем якутянин отмечает и существенные недостатки: "Сейчас ведутся крупные строительные работы на островах Котельный, Врангеля, эпицентром этой деятельности стал наш Булунский район с районным центром Тикси. В то же время, на основе поступающей оттуда информации, возникает картина об отсутствии должного контроля со стороны государственных органов над ведением работ: не хватает рабочей силы, не всегда выдерживается график работ; не соблюдаются социальные гарантии для нанятых работников. А ведь работа в Арктике должна быть престижной, с вовлечением лучших специалистов страны и привлечением местных кадров". 

"Вызывает беспокойство судьба Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года», согласно которой была предусмотрена реконструкция 15 аэропортов Якутии с бюджетом около 26 млрд рублей. На данное время финансирование программы приостановлено, проектные работы ведутся только по аэродрому поселка Чокурдах в Аллаиховском районе. Республике нужно уже сейчас поднимать вопрос о возобновлении подпрограммы по реконструкции своих аэропортов как важных транспортных узлов развития региона. Все будет зависеть от нашей инициативы, настойчивости в реализации проекта, озвученного вице-премьером Дмитрием Рогозиным», – добавил Виктор Губарев.

1sn.ru

Оценка: 2.0 / 1
134 просмотра
Яндекс.Метрика