9 мая на Параде Победы покажут ракеты с «холодной раскраской»
На параде Победы 9 мая на Красной площади будет показана новейшая арктическая военная техника, сообщил «Интерфаксу» главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Олег Салюков.
Для распознавания такой техники не потребуется никаких пояснений и комментариев, все предельно просто, сказал главнокомандующий. Технику отличает «холодная северная раскраска». В настоящий момент арктическое вооружение проходит репетиции парада в подмосковном Алабино.
Среди новинок, которые будут представлены на Красной площади, такие средства противовоздушной обороны как зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2ДТ», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СА» и машины обеспечения, сделанные специально для Крайнего Севера. Эта техника способна выполнять задачи по обеспечению безопасности России в сложных климатических условиях Арктики при полном отсутствии дорог и удаленности от баз обеспечения.
К работе к суровым арктическим условиям готовится и тяжелая бронетехника. В частности, по Красной площади пройдет Т-72Б3М, модификация широко известного танка.
Всё это самые «свежие» разработки отечественного оборонно-промышленного комплекса. ЗРК «Тор-М2ДТ» пока еще не принят на вооружение, его испытания должны завершиться 30 мая.
Семейство ЗРК ближней зоны «Тор» выпускается на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». «Тор-М2ДТ» отличается от предыдущих модификаций, прежде всего, новым шасси, которое обладает повышенной проходимостью и возможностью его эксплуатации в суровых погодных условиях, когда температура падает ниже 50-градусной отметки. Новое шасси было разработано и внедрено в производство в Машиностроительной компании «Витязь» (г. Ишимбай, Башкирия). Стоимость проведения работ составила 122 млн. рублей.
В качестве шасси для боевой машины 9А331МДТ использован двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ. БМ включает в себя пусковую установку, комплекс радиоэлектронного оборудования и модуль жизнеобеспечения. На той же базе создана и мастерская технического обслуживания комплекса 9В887М2ДТ.
К арктической технике предъявляются особо жесткие требования. Они сводятся не только к созданию для эксплуатирующих ее военнослужащих безопасных и максимально возможно комфортных условий работы. Более жестким испытаниям подвергаются материалы и механизмы, которые не должны менять своих свойств и характеристик в условии не только предельно низких температур, но и химически агрессивной внешней среды, пониженного атмосферного давления и повышенной влажности. Всем этим требованиям ЗРК «Тор-М2ДТ» удовлетворяет в полной мере.
Что же касается его боевых характеристик, то они повторяют последнюю модификацию комплекса — «Тор-М2». Ракета развивает скорость до 800 м/с и способна маневрировать с ускорением до 30g. Максимальная скорость поражаемых целей — 750 м/с, а перегрузка — 12g. Зона поражения по дальности — от 100 м до 15000 м, по высоте — от 10 м до 10000 м. Количество обнаруживаемых целей — до 48, одновременно сопровождаемых — 10, одновременно обстреливаемых — 4.
Арктическая модификация российского зенитного ракетно-пушечного комплекса -«Панцирь-СА» — также размещена на двухзвенном шасси завода «Витязь». Модификация создана на тульском КБ приборостроения. От базовой модели он отличается существенно — количество ракет боевой машины увеличено до 18. Также создана новая станция обнаружения целей.
Арктическая версия танка Т-72Б3М отличается усиленной защитой. Моторно-трансмиссионное отделение и задняя часть башни прикрыты решетчатыми экранами, а также дополнительными пластинами динамической защиты «Реликт», которая используется и в «Армате». Мощность дизеля возросла до 1130 л.с. Усилена противоминная защита. Существенно повышена автоматизация целого ряда процессов. Так, система управления сообщает механику-водителю о неисправностях.
Но арктическая версия танка — это, скорее, промежуточный вариант. Танк в равной мере можно использовать и в обычных климатических зонах. Существует более адресный для Крайнего Севера проект, которым занимается Уралвагонзавод. Летом прошлого года заместитель генерального директора по специальной технике Вячеслав Халитов сообщил о разработке универсальной платформы «Арктика».
Собственно, это должны быть даже 3 платформы — легкая, средняя и тяжелая. Эта линейка способна нести нагрузку от 3 до 30 тонн. Уралвагонзавод предполагает «посадить» на «Арктику» практически все виды боевой техники.
При проектировании возникает противоречие между уровнем бронезащиты и проходимостью. Вес машин не должен быть чрезмерен, чтобы они смогли свободно перемещаться как в сложной ледово-снежной обстановке, так и на заболоченных оттаивающих почвах. Халитов говорит, что «упаковать» машины в броню, толщина которой превышает 30 мм, не получится. Это обеспечивает защиту лишь от осколков снарядов и пулеметного обстрела. Для защиты от более серьезных боеприпасов предполагается максимально использовать активную защиту типа «Афганит», которая устанавливается на платформе «Армата». Активная защита при помощи отстреливаемых гранат, управляемых при помощи РЛС, разрушает подлетающие неприятельские боеприпасы на расстоянии 10−15 метров от защищаемого периметра.
«Арктика» — двухзвенная платформа. То есть это два гусеничных шасси, связанных между собой последовательно. Экипаж находится в одной части платформы, боевая техника — в другой. Управление вооружением происходит дистанционно. Более того, ряд современных комплексов способен работать в полностью автоматическом режиме.
В планах Уралвагонзавода оснащение «Арктикой» всей линейки бронетехники — от БТР и БМП до самоходных артиллерийских установок и систем залпового огня.
Помимо машин на гусеничных шасси для Арктики создают и колесные варианты вездеходов, которые могут быть востребованы в войсках. В феврале специалисты Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ провели испытания специализированной техники в тяжелейших климатических условиях. Колонна, в которую входили вездеходы ТРЭКОЛ на шинах сверхнизкого давления, преодолела расстояние, превышающее 2 тыс. километров. Маршрут пролегал от поселка Тикси до острова Котельный (архипелаг Новосибирских островов) по ледовому покрытию моря Лаптевых и обратно. Все транспортные средства испытания выдержали. Были в колонне и двухзвенные гусеничные шасси ДТ-30ПМ, использованные в ЗРК «Тор-М2ДТ».
Параллельно с пробегом проходили испытания перспективные кузова-контейнеры, каркасно-надувные быстровозводимые палатки для проживания личного состава и обслуживания военной гусеничной техники, стационарные и переносные средства определения толщины льда, новые водоочистительные и опреснительные установки, средства медицинского обеспечения.
Необходимо сказать, что в отличие от предыдущих этапов военного освоения Крайнего Севера, сейчас этот вопрос решается комплексно. Создается и специальная арктическая техника, и экипировка, способная защищать военнослужащих при 60-градусном морозе и скорости ветра, превышающем 30 м/с. Строятся базы, в которых использованы самые последние технологические достижения. К ним, например, относится база ВВС «Арктический трилистник», расположенная на Земле Александры.
Название «Трилистник» передает геометрию расположения зданий и сооружений, которые в плане представляют собой три луча, исходящие из единого центра под углами в 120 градусов. Данная форма была использована и при строительстве комплекса «Северный клевер» на острове Котельном. Все переходы между техническими, служебными и жилыми блоками оборудованы крытыми галереями с поддерживаемой в них положительной температурой.
В месте схождения «лучей» возвышается стеклянная смотровая башня. Здания пятиэтажные, возведенные на сваях. Общая площадь комплекса — 14920 кв.м. Первый этаж, технический, имеет площадь 4390 кв.м. В комплекс входят более 70 зданий и сооружений различного назначения. Полностью автономно база может работать 18 месяцев.
Энергоснабжение на «Арктическом трилистнике» решено традиционно — при помощи дизель-генераторов. Однако существует проект создания да Крайнего Севера мобильных атомных электростанций. С 2015 года их разработками занимается Инжиниринговая компания инновационных проектов. Станция имеет модульную конструкцию и размещается на гусеничных шасси. Ожидается, что первый опытный образец появится в 2020 году.
Укрепляется и флот, предназначенный для работы в ледовых условиях. На «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге строится ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» водоизмещением 6000 тонн с дальностью плавания до 9000 миль. Там же 20 апреля должен быть заложен патрульный корабль ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин». Он имеет водоизмещение в 7000 тонн. Вооружен ракетами «Калибр» и 100-мм артиллерийской установкой. На корабле базируется вертолет К-27.
Владимир Тучков