Как авиахолдинг S7 Group собрался покорять космос без подходящих ракет
Российский авиахолдинг S7 Group, владеющий одноименной авиакомпанией, подписал документы о покупке плавучего космодрома «Морской старт» (Sea Launch), расположенного у экватора и до недавнего времени осуществлявшего запуски российско-украинских ракет «Зенит».
Новый акционер планирует вывести комплекс из консервации и начать пусковую деятельность через 18 месяцев после одобрения сделки — в конце 2018 года. «Мы рассчитываем, что без больших вложений в модернизацию Sea Launch сможем сделать до 70 пусков в течение 15 лет», — сообщил совладелец, генеральный директор S7 Group Владислав Филев, добавив, что покупка космодрома — это входной билет в космическую индустрию.
СМИ замечают, что в планах компании не только выводить полезную нагрузку на орбиту, но и, внимание, осуществлять космический туризм и создавать транспортную инфраструктуру в космосе.
Соглашение было подписано в рамках Международного астронавтического конгресса IAC 2016, в сделку вошли корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey вместе с ракетным оборудованием, инфраструктура в американском порту Лонг-Бич (Калифорния), а также товарный знак Sea Launch.
Общая сумма сделки составляет около 160 млн. долларов. Закрыть ее планируется через полгода — после получения одобрения властями США и подписания ряда договоров. В частности, сделка должна получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Международный консорциум «Морской старт» был создан в 1995 году для коммерческих запусков из экваториальной акватории Тихого океана. Однако после реорганизации в 2010 году 95% акций проекта принадлежат Energia pOverseas Limited (EOL) — «внучке» РКК «Энергия», 3% — американскому Boeing, 2% — норвежской Aker Solution. Штаб-квартира Sea Launch AG пока находится в Берне (Швейцария).
S7 Group также подписала соглашение о сотрудничестве с РКК «Энергия» по возобновлению эксплуатации «Морского старта». Корпорация будет оказывать S7 Group необходимую инженерную поддержку, содействие в организации пусков и в работах по системной интеграции.
Напомним, 22 августа 2014 года на фоне конфликта в Донбассе было объявлено, что «Морской старт» приостанавливает свою деятельность. Это первый в истории коммерческий международный проект ракетно-космического комплекса океанского базирования, который оказывал услуги по запуску космических аппаратов с плавучей платформы. Точка старта располагается в экваториальной зоне Тихого океана, где имеются наилучшие условия для пуска за счет эффективного использования скорости вращения Земли.
О том, что «Морской старт» купит структура S7 Group, стало известно в середине сентября. Ранее в 2014—2015 гг. российской стороной проводились переговоры о продаже проекта с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией. Проходила информация об интересе к нему Израиля. В декабре 2015-го вице-премьер Дмитрий Рогозин не исключал, что «Морской старт» может быть перенесен в Бразилию. Также прорабатывался проект перенесения порта базирования и наземной инфраструктуры обслуживания из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток. 30 марта 2016 представители Роскосмоса сообщили о скором закрытии сделки по продаже проекта. Однако в июне 2016-го Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией…
Но есть все основания полагать, что решение S7 Group в эпопее с проектом «Морской старт» поставит не точку, а только запятую. Во-первых, непонятно, как будет решен вопрос с самоокупаемостью и поиском заказов в условиях высокой конкуренции на рынке запусков. По программе «Морской старт» выполнено 36 пусков ракет «Зенит-3SL», из которых три закончились авариями, один признан частично удачным. При этом для получения прибыли компании ежегодно необходимо было проводить не менее пяти безаварийных ракетных пусков.
Во-вторых, также неясно на какую ракету-носитель делает ставку новый акционер. Ракета «Зенит-3SL» состоит из двухступенчатой ракеты-носителя «Зенит-2S» разработки ГКБ «Южное» (Днепропетровск) и разгонного блока ДМ-SL производства РКК «Энергия» (Королев, Московская область). Ракета-носитель среднего класса собиралась на Украине, однако 70% ее комплектующих — российского производства: двигатель РД-171 первой ступени ракеты-носителя «Зенит-3SL», ее разгонный блок, система управления РН и т. д. Ракета разработана именно для морских платформ, поскольку тяжелую ракету оттуда запустить практически невозможно: ее реактивная струя будет совершенно другой мощности, а это может привести к разрушению платформы.
В 2015 году появилась информация, что в проекте «Морской старт» российско-украинская ракета «Зенит-3SL» может быть заменена «Ангарой» или перспективной ракетой по ОКР «Феникс».
По словам технических специалистов, теоретически РН «Ангара» может заменить «Зенит» в проекте, но это потребует солидных вложений из-за переделки морской платформы и обеспечивающей инфраструктуры. Что касается новой ракеты «Сункар» (в переводе с казахского — «Сокол») по ОКР «Феникс», то ее разработка заложена в действующую Федеральную космическую программу на 2016−2025 годы, однако в «железе» она появится явно не скоро.
Пока решение S7 приобрести «Морской старт» вызывает одни вопросы, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
— Даже если бы холдинг купил проект не за 160 млн. долларов, а за 100 рублей, я абсолютно не понимаю, как бизнес собирается окупить вложение и сделать проект неубыточным. Создание новой ракеты или адаптация «Ангары» под «Морской старт» дело долгое и дорогое — почти миллиардное. Даже при самых оптимистичных оценках до 2018 года просто невозможно подобрать летающую замену РН «Зенит». Я напомню, что у нас «Ангара» создавалась 20 лет. Даже если мы не будем брать во внимание экономический кризис, то 10 лет — это уже стандартный временной промежуток для реализации подобного рода проектов.
Да и какую нагрузку обновленный «Морской старт» будет выводить на орбиту? Нам на рынке запусков на пятки наступают не только французская Arianespace и американский SpaceX, но индийские, китайские, японские провайдеры, которые фактически полностью закрывают весь спектр запусков. Новые носители просто не найдут место на рынке. А как на него может втиснуться компания, которая никогда не занималась космосом — непонятно. Может быть, и есть какие-то договоренности, которые держатся в секрете, но пока они не озвучены, я сомневаюсь в перспективах проекта. Складывается впечатление, что речь идет о «сделке со скрытым смыслом».
— То есть возможна перепродажа проекта другой стране? Скажем, Израилю, который сейчас запускает спутники со своей территории против вращения планеты…
— Возможно, но пока это только теоретические рассуждения. Нет никаких сигналов к тому, что кто-то намерен действительно купить проект.
Вице-президент Федерации космонавтики России Олег Мухин напоминает, что на космодроме Куру (Гвианский космический центр) у России есть пусковая установка для ракет «Союз», что позволяет запускать более мощные РН, чем «Зенит» или «Днепр», для вывода спутников на орбиту почти из экваториальной зоны.
— Площадка «Морского старта» ориентирована на конкретный носитель. Подогнать новую или существующую ракету под необходимые габариты, видимо, технически возможно, но насколько это экономически целесообразно — сложно сказать.
В данном проекте политику от бизнеса отделить невозможно, подчеркивает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
— За этим бизнес-проектом всегда стояли государства: учредителями консорциума «Морской старт» изначально были Boeing, российская РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Кроме того, он подпадает и под Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ).
Как известно, сложная ситуация вокруг «Морского старта» сложилась не сегодня и задолго до политических разногласий между РФ и Украиной. Концерн Boeing уже давно вышел из проекта, в том числе из-за экономических проблем. «Морской старт» начинался в 90-е на волне совсем других ожиданий от рынка запусков. Считалось, что он будет расти и что обеспечить не менее шести пусков в год вполне реально. Но этого не произошло — ожидания оказались просто ожиданиями.
Хотя «Зенит» — гениальная ракета. Я участвовал во всех ее летных испытаниях и могу сказать, что с точки зрения технологий и технический решений она является лучшей РН в своем классе. Но оборотной стороной ее являются высокие требования к качеству производства. А в 90-е годы и «нулевые» качество производства и сборки в России и на Украине существенно снизилось, что привело к тем авариям, которые настигли проект. Сегодня нет возможности возобновить производство РН «Зенит», никто не сможет обеспечить надежность техники. А создавать новую или адаптировать существующую ракету можно только при непосредственном участии Роскосмоса.
Есть еще несколько вопросов, которые предстоит решить. Во-первых, как будет обеспечено производство новой РН в условиях нынешних санкций? Во-вторых, кто будет внешним инвестором, в том числе из других стран? Такой проект за счет одного бизнеса не поднять, нужны государственные участники. Я считаю, что идеальным вариантом было бы привлечение в проект Бразилии, ОАЭ. Также необходимо изменить точку приписки комплекса «Морской старт» и перебазировать его либо к берегам Бразилии или на Дальний Восток, а это влечет за собой затраты на портовую инфраструктуру и т. д.
В общем, на эти вопросы должны быть даны ответы, и уже тогда можно будет говорить о рыночных перспективах «Морского старта».
Антон Мардасов