Ученые: российская Арктика была обитаема в незапамятные времена

ПОДРОБНОСТИ 16.07.2016 в 03:02

У поселка Зеленый Яр (Приуральский район, Ямало-Ненецкий автономный округ) ямальские ученые обнаружили восемь новых захоронений древних людей на средневековом археологическом памятнике, состоящем из двух разновременных могильников (VIII-IX и XIII вв.) и поселения (VI-VII вв.).

В полевом сезоне этого года экспедиция ямальского Научного центра изучения Арктики на археологическом памятнике «Могильник Зелёный Яр» проводила полевые исследовательские работы. Из восьми обнаруженных погребений, предварительно относящихся к XIII в. н.э., одно захоронение было двойное. Один из умерших не подвергся разграблению в древности, часть его тела сохранилась в мумифицированном виде. Это обстоятельство представляет большой интерес для исследований молекулярной археологией.

Полноценное изучение уникального археологического комплекса Зелёный Яр позволит внести серьёзный вклад в историю формирования средневекового населения ЯНАО, а также в историю аборигенного населения Севера в целом.

Район посёлка Зелёный Яр впервые обследовали в 1976 году сотрудники Заполярного отряда Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР под руководством Леонида Хлобыстина. Первоначально в разведочном шурфе было найдено лишь несколько фрагментов керамики. Хлобыстин назвал памятник «стоянка Горный Полуй».

В 1997 году нижнее течение реки Полуй обследовала разведочная группа Ямальской археологической экспедиции Института истории и археологии Уральского отделения Российской Академии наук под руководством Натальи Фёдоровой. В заложенном шурфе на глубине около 50 см были обнаружены следы деревянной обставки могильной ямы и человеческое погребение. Участники работ расчистили захоронение. Памятник переименовали в «могильник Зелёный Яр».

В течение четырех полевых сезонов 1999-2002 гг. памятник исследовали сотрудники Ямальской археологической экспедиции под руководством Фёдоровой. Они вскрыли 34 разновременных грунтовых погребения, в их числе пять с мумифицированными останками людей, следы поминальных комплексов и сооружения, связанные с металлообработкой (поселенческая часть). Это позволило интерпретировать памятник как сложный археологический комплекс.

В 2013-2015 гг. при поддержке Правительства ЯНАО исследования археологического комплекса у поселка Зелёный Яр возобновились. За три полевых сезона было исследовано еще 29 погребений, относящиеся к XIII в. н.э. В июле 2016 к исследованиям планируют подключиться иностранные ученые – специалисты в области палеопатологии и палеогенетики.

b-port.com