Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

В Арктике братья на век

АНАЛИТИКА 06.03.2016 в 05:46

Россия освоит Северный морской путь совместно с Китаем

Северный морской путь вновь оживет. В стремительно меняющемся мире, когда значительная доля промышленного производства перемещается в Азию, новый транспортный коридор даст немало выгод тем, кто начнет его интенсивную эксплуатацию. Россия здесь имеет естественное преимущество. О перспективах развития СМП на правительственном часе в Совете Федерации РФ в минувшую пятницу рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Речь также шла о национальной безопасности России в арктической зоне.

Вице-премьер обратил внимание, что значение Северного морского пути увеличилось после того, как резко ухудшились отношения России и Турции. Сбитый в небе Сирии Су-24 и отсутствие официальных извинений вынудили Россию ввести санкции в отношении южного соседа. Дальнейшее развитие событий в Сирии, несмотря на перемирие, не исключает даже военных действий между нашими странами. Это значит, что Турция в соответствии с конвенцией Монтре может закрыть для российских судов пролив Босфор, перекрыв выход из наших южных портов в Индийский и Атлантический океаны. «России необходим надежный, свободный и, самое главное, круглогодичный выход к большой воде. В этом аспекте альтернативы Севморпути, на мой взгляд, не существует», — пояснил политик.

Отметим, что не меньшей опасности российские морские грузоперевозки могут подвергнуться и в северной Атлантике. На фоне эскалации военной напряженности, когда страны НАТО перебрасывает в Прибалтику все новые и новые подразделения, размещая их там фактически на постоянной основе, судоходство в этом районе не может быть безопасным. Гражданские суда, выходящие из порта в Петербурге, станут легкой добычей для военных. Тем более американский генерал Филипп Бридлав недавно заявил о «готовности США сражаться и победить Россию в Европе». Напомним, во время холодной войны военно-воздушные базы в Норвегии, Шотландии и Исландии работали совместно с авианосными ударными группами, чтобы перекрыть России доступ к морю. Таким образом, предложение вице-премьера прозвучало как нельзя вовремя.

Озвученная Рогозиным в СФ «сенсационная» информация о том, что концепцию развития проекта будет разрабатывать американская компания McKinsey, которая якобы выиграла конкурс, оказалась ложной и впоследствии была опровергнута Минвостокразвития. Его глава Алексей Галушка пообещал к июню новаторскую модель отечественной разработки. Ее автором станет Аналитический центр при правительстве РФ, с которым уже заключен договор. «Это новый взгляд в целом на глобальную карту транзитных потоков, на то, что происходит сегодня в мире, те изменения, которые порождаются ростом китайской экономики, обострением некоторых противоречий, в том числе в рамках тех существующих транзитных коридоров», — пояснил министр.

Похоже, именно на Китай Россия и делает основную ставку. Экономический гигант и впрямь подходит для того, чтобы заполнить новый транспортный коридор своими грузами. Рогозин намерен лично продемонстрировать преимущества и надежность Северного морского пути для торговли. Для этого состоится его встреча с китайским вице-премьером Ван Яном, которая пройдет непосредственно в Арктике. Отметим, что российский чиновник не занимается здесь самодеятельностью. Цель была поставлена президентом страны. «Наша задача — сделать Северный морской путь конкурентным транспортным коридором глобального значения», — заявил Владимир Путин с трибуны Восточного экономического форума.

Китай и сам не раз высказывал заинтересованность в использовании нового транзитного маршрута. Все-таки он почти в 2,5 раза короче, чем в обход Индостана, через Суэцкий канал. И к тому же безопаснее — здесь нет сомалийских пиратов. Кроме того, именно Европа является одним из основных потребителей китайских товаров. В 2013 году Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете, объединяющем восемь приполярных держав. Тогда же по Северному морскому пути прошел первый китайский контейнеровоз Yong Sheng. Его путь лежал из порта Далянь в голландский Роттердам. По прогнозам КНР, к 2020 году транзит по данному маршруту может составить 15% внешнеторгового оборота Китая. С таким настырным и мощным партнером-конкурентом лучше договариваться заранее и на наших, российских, условиях.

Кстати, активность Китая, его возможная кооперация с Россией, крайне обеспокоила Японию, которая, хоть и не является приполярной державой, так же как и Китай, имеет в Арктическом совете статус наблюдателя и даже обнародовала собственную арктическую программу. Впрочем, всерьез рассматривать Японию как конкурента по СМП России, наверное, не стоит, а вот как партнера и будущего заказчика — да. В конце концов, размер японской экономики сопоставим с китайской. Россия могла бы искусно играть на противоречиях двух азиатских «тигров», на их стремлении получить преимущество перед соперником в цене и скорости доставки своих грузов на Запад. Для этого у нашей страны есть все условия.

Во-первых, подавляющее техническое превосходство в специфической полярной технике. Например, самый большой ледокольный флот — 32 судна против 8 у занимающей второе место Финляндии. В том числе тяжелые, способные ходить по многолетним льдам толщиной свыше 2 метров.  В 2017, 2019 и 2020 годах планирует сдать в эксплуатацию еще три атомных ледокола. Осенью 2016 года на Балтийском заводе планируется спуск на воду первой плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» мощностью 70 МВт. В порту Певек уже строится береговая инфраструктура для подключения станции к энергосистеме Чукотского автономного округа. Планируется, что станция будет работать 12 лет до первого ремонта без выгрузки топлива и не менее 40 лет до истечения ресурса. Ничего подобного у наших потенциальных конкурентов в Арктике нет и в помине.

Но ключевым преимуществом является все же география. Конечно, времена, когда весь арктический сектор, до Северного полюса включительно, СССР считал своим, прошли. После ратификации Россией в 1997 году Конвенции ООН по морскому праву об этом пришлось забыть. Стране осталась лишь узкая 12-мильная прибрежная полоса. Однако поданная в ООН заявка на расширение территории на 1 миллион квадратных километров за счет арктического шельфа позволяет надеяться на изменение ситуации. Пусть не все и не сразу, но Россия получит новые территории, на которых будет распоряжаться как полноправная хозяйка. А пока достаточно контроля над береговой линией и системы военных баз, которые здесь спешно строит Минобороны.

Все это позволяет надеяться на успешное развитие Севморпути уже в ближайшие 2–3 года. В этом случае, согласно оценкам экспертов Высшей школы экономики, грузооборот СМП к 2020 году может увеличиться в 20 раз и достичь 50 млн тонн. По мнению зампреда комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаила Слипенчука, это сделало бы национальный арктический транспортный коридор «новым геополитическим скрепом России».  В любом случае у России, похоже, нет выбора — только свои собственные транспортные возможности обеспечат стране независимость и возможность развития.

Сергей Аксенов

discred.ru

Оценка: 1.0 / 1
163 просмотра
Яндекс.Метрика