«Не удивлюсь, если определенные структуры пытаются наладить поставку в Россию микроэлементов из США подобным нелегальным путем». Так российские эксперты комментируют новое задержание в США россиян, обвиняемых в закупках военных и спутниковых технологий. Проблема производства критичных для «оборонки» электронных компонентов в России не решена до сих пор.
Даже не уведомили
В появившемся после задержания сообщении прокуратуры Восточного округа штата Нью-Йорк говорится, что гражданин США, житель нью-йоркского района Бруклин Алексей Барышев, а также два гражданина России – Дмитрий Карпенко и Алексей Крутилин, были арестованы по обвинению в закупках военных и спутниковых технологий.
Американский гражданин с русскими именем и фамилией был арестован в Нью-Йорке, россияне – в Денвере, штат Колорадо.
ТАСС со ссылкой на прокуратуру Восточного округа штата Нью-Йорк отмечает, что у задержанных якобы были и другие соучастники, которые «вступили в сговор с целью приобрести технологически новейшую микроэлектронику у производителей и поставщиков в США для того, чтобы экспортировать этот товар в Россию».
Арестованных обвиняют в том, что они действовали «в обход системы лицензирования, разработанной правительством Соединенных Штатов для контроля над экспортом» такой продукции. При этом микроэлектроника, которую обвиняемым ранее удалось переправить в Россию, включала устройства, «часто применяемые в военном оборудовании широкого спектра, в том числе в радарах и системах наблюдения, системах наведения ракет». В случае, если вина россиян и их американских партнеров будет доказана, им грозит до 25 лет заключения и штраф в 1 млн долларов.
Характерной особенностью прошедшего задержания, по информации РИА «Новости», является тот момент, что американские власти даже не уведомили российское консульство о задержании двух граждан России.
Антироссийская кампания
«Я убежден, что этот инцидент с задержанием российских граждан должен находиться под тщательным контролем российского консульства, – поделился своим видением произошедшего инцидента член комитета Государственной думы по международным делам Сергей Шаргунов. – И, наблюдая агрессивную риторику представителей американской власти, не могу исключить, что и этот арест произошел в рамках развязанной властями этой страны антироссийской кампании. Конечно, с произошедшим нужно разбираться, но уверен, что России следует проследить за тем, чтобы расследование не было пристрастным. Пока же меня крайне настораживает, что на первоначальном этапе в США уже вовсю раскручивается именно позиция обвинения».
Не исключил политической подоплеки дела и военный эксперт, директор Центра анализа мировой торговли оружием, член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко.
«Очевидно, что раскручивание дела происходит на фоне ухудшения отношений между Россией и США. Но – и я бы хотел это отметить особо – если правонарушение и имеет место, то участия в нем России как государства нет и быть не может. Речь идет о частной инициативе отдельных российских граждан, возможно, нарушивших американское экспортное законодательство. Права наших граждан, арестованных за рубежом, должны соблюдаться неукоснительно, и американские власти обязаны допустить к ним представителей нашего дипломатического корпуса».
Как уже заявил ТАСС уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов, Москва будет «добиваться соблюдения прав наших граждан, в том числе процессуальных, и, естественно, требовать консульского доступа к ним».
Давняя история
Разумеется, на данный момент нет никаких доказательств, что задержанные в США имеют какое бы то ни было отношение к закупкам электронных компонентов в пользу российских государственных оборонных предприятий. И тем не менее сам тот факт, что российские компании, даже частные, вынуждены сомнительным путем закупать американскую микроэлектронику, показателен и многое говорит о состоянии отечественной электронной промышленности.
Тем более что нынешнее дело – далеко не первое, когда США обвиняют граждан России в вывозе их оборонных технологий. Так, в минувшем году суд в США приговорил 53-летнего москвича Дмитрия Устинова к 1,5 годам лишения свободы за нелегальный экспорт американских приборов ночного видения в Россию. Россиянин по запросу американских правоохранителей был задержан в аэропорту Вильнюса и передан американским властям.
В 2012 году перед американской Фемидой предстали сразу 11 выходцев из России и стран бывшего СССР, обвиняемых в вывозе микроэлектронных деталей, используемых в различных военных системах. Обвиняемые работали, как заявлялось, под крышей фирмы Arc Electronics, глава которой Александр Фишенко был в июле этого года приговорен в США к десяти годам заключения и штрафу в размере 500 тысяч долларов.
В июле 2011 года в США шесть месяцев лишения свободы получил директор российской компании «Тактика» Сергей Коржников – по обвинению в сговоре с целью контрабанды в Россию военного и охотничьего снаряжения, в частности прицелов для винтовок.
Электронная холодная война
У вышеперечисленных инцидентов есть определенная экономическая подоплека. Год назад Владимир Путин был вынужден признать, что Россия серьезно отстает от «западных партнеров» в вопросах микроэлектроники, что делает страну уязвимой, особенно на фоне прекращения поставок из-за рубежа комплектующих для отечественной техники. Подобные шаги были предприняты американцами после воссоединения с Крымом, но на самом деле проблема назрела гораздо раньше. Например, еще в 2012 году, то есть за два года до крымских событий, американцы ввели санкции против 119 российских физических и юридических лиц, занимающихся продажей электронных компонентов, и их 46 зарубежных партнеров. И причина столь жесткого решения заключалась в том, что попавшие в черный список компании занимались поставками американских комплектующих российским оборонным предприятиям.
То есть налицо факт, что Россия, особенно ее оборонный сектор, остро нуждалась в зарубежной микроэлектронике еще до массированного введения против нее санкций, однако соответствующие выводы и нужные решения в свое время приняты не были. К слову сказать, в СССР этот вопрос решался собственным производством микроэлектроники, но эта отрасль практически не пережила 90-е годы.
«Ситуацию, которая сейчас происходит в мире, впору называть новой холодной войной, к которой Россия подошла неподготовленной, – заявил писатель-футуролог Максим Калашников. – Я, например, поинтересовался, сколько было выделено денег на производство микроэлектроники в России в минувшем году – выяснилось, что чуть больше миллиарда долларов. А это в два раза меньше тех средств, что потратил на те же цели только один концерн Samsung. Наша страна не смогла даже реализовать идеи отечественных ученых, которые могли бы помочь решить проблему нехватки комплектующих. Так, разработавший фотолиграфический принцип производства микропроцессоров профессор Вадим Раховский из-за невостребованности в России был вынужден уехать в Швейцарию. Работавший над аналогичными темами великолепный ученый Мурадин Кумахов скончался два года назад, так и не дождавшись воплощения своих разработок».
По мнению Калашникова, основная проблема производства собственной микроэлектроники состоит в том, что в России хотят отдать это направление на откуп бизнесу, но тот не станет вкладывать туда деньги, поскольку рынок очень маленький, а коммерческая отдача невелика.
«Промышленный шпионаж существовал и в советские годы, поэтому не удивлюсь, если определенные структуры пытаются наладить поставку в Россию микроэлементов из США подобным нелегальным путем, – полагает писатель. – К сожалению, сейчас российская «оборонка» выкручивается как может, когда в Сирии был сбит наш Су-24, то весь мир увидел, что вместо надежных отечественных или американских микросхем там стояли китайские».
Алексей Топоров