Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
uCoz Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Жуткий форс-мажор полярного экстрима

ПОДРОБНОСТИ 21.05.2016 в 22:22

Владимир Кошелев: «…осколки от лампы посыпались прямо в брюшную полость пациента»

21 мая труженики Крайнего Севера отмечают профессиональный праздник — День полярника. Работа в суровых условиях Арктики и Антарктики — дело тяжелое и почетное. Очень много испытаний выпало на долю одного из таких полярников, ветерана со стажем Владимира Кошелева, который на сегодняшний день возглавляет фонд «Полюс», занимающийся поддержкой заслуженных полярников. Он и сам в свое время провел в антарктических и арктических экспедициях немало времени. И ему приходилось там не только заниматься научной деятельностью, но и со своими коллегами осваивать методы борьбы со стихией.

Например, полярники «сращивали» льды, «запаивая» водой образовавшиеся трещины иногда прямо перед посадкой транспортного самолета. И в других не менее сложных ситуациях Владимир Семенович спасал человеческие жизни. Кошелев по профессии доктор, и у него множество наград от государства. В свое время он даже был руководителем полярной дрейфующей станции.

Битое стекло в открытой ране

Когда Кошелев только приступил к работе доктора на Колыме (а это было в середине 70-х годов прошлого века), он прибыл на вызов к пациенту с ранением. Случай оказался тяжелым, не было времени на перевозку больного в клинику. Тогда врач принял решение делать операцию на месте в сложных бытовых условиях. Но произошел непредвиденный случай. Как только доктор произвел оперативное вмешательство (вскрыл брюшину), лопнула лампа — единственный источник света в этом помещении. «Осколки от лампы посыпались прямо в брюшную полость моего пациента», — вспоминает Кошелев.

Увидев, что масса мелких осколков покрыла внутренности оперируемого, врач сначала растерялся, но быстро взял себя в руки и тут же связался со своими коллегами из Магадана, которые успокоили не на шутку разволновавшегося врача: дескать, не переживайте, только самые большие и средние осколки удалите и можете зашивать прооперированную зону на теле больного. Слава Богу, все действительно обошлось: молодой человек остался жив, и Кошелев с ним даже какое-то время поддерживал связь, интересовался здоровьем. И мужчина благодарил своего спасителя, сохранившего ему жизнь.

Как правило, дрейфующие станции строят на многолетних льдинах, толщина которых достигает нескольких метров. Правильнее, когда такие льды находят, облетая окрестности арктических островов. Такое научное аэрообследование местности Северного Полюса помогает определить наиболее удачное место для размещения экспедиционного лагеря. Владимир Кошелев рассказывает, что в 1979 году ему случилось зимовать на одном из таких ледяных островов, который служил основой для станции «СП-22». На этом месте сооружали то одну, то другую станцию в течение семи лет. Причем, ледяная основа была внушительна, ее толщина равнялась примерно 20-ти метрам. Артуру Чилингарову тоже в свое время довелось провести зиму на одной из таких толстенных льдин. Но в итоге и она треснула.

Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС

Подо льдом тонули даже документы

Случающиеся ледяные разломы под дрейфующими станциями нередко становятся причинами бед. По рассказам Кошелева, он и сам не раз сталкивался с подобными ситуациями, когда приходилось очень быстро реагировать на возникшие проблемы и эвакуировать людей, палатки и вещи с опасного места. Но не всегда удавалось вовремя с этим справится. И тогда временные строения вместе с запасами пищи тонули в водных глубинах подо льдом. Как-то раз они, по словам полярника, чуть не погибли, спасаясь от стихии. Льдины начали откалываться и вздыматься как раз под палаточным городком. Огромные ледяные глыбы с треском обрушивались на лагерь, разрушая строения. «Тут уж некогда было раздумывать о сохранении личных вещей, — вспоминает Почетный полярник, — речь шла о спасении жизней». Так что одни лишились теплых курток, у других ушли под воду дорогостоящие электронные приборы, а кто-то не успел взять даже документы.

Вещи уходили под лед прямо на глазах. Некоторые не могли спокойно наблюдать за этим процессом и до последнего пытались броситься в опасную зону, чтобы в последний момент схватить принадлежащее им добро. Но Кошелев никому не давал этого делать, поскольку подобные действия могли привести к человеческим жертвам. Однажды после начала такого процесса полярникам пришла телеграмма от актрисы Брижит Бардо со словами поддержки. А еще она просила не забыть про собак. Но животные к тому моменту были спасены и находились в безопасных условиях, о чем Кошелев с коллегами и оповестил обеспокоенную кинодиву.

Снабжение станций осуществлялось по воздуху. Случалось и такое, что «транспортник» уже готовился к приземлению, а по льду протянулась трещина. Пилоту необходимо среагировать моментально. «Но под местом размещения дрейфующей станции зачастую бывает и не одна-две трещины, а гораздо больше», — рассказывает Владимир Семенович. Но расходится, по словам полярника, конечно, далеко не каждая. Вместе с тем практически любая трещина, что называется, «дышит». Она постоянно то расширяется, то сужается.

Кошелеву с коллегами для того, чтобы самолету благополучно приземлиться, порой приходилось заваливать место между раздвинувшимися льдинами тем, что под руку попадется: ненужными прохудившимися вещами, древесиной и прочим старым хламом. Потом на все это нужно было полить воды, чтобы поверхность обледенела. А температура свыше минус 30-ти градусов это позволяет. Правда, если трещина очень широкая (более полуметра), она может и не замерзнуть. Но Кошелеву и его коллегам в подобных условиях все-таки удалось посадить на лед грузовой лайнер, который потом поднялся и улетел за новым грузом.

Фото: Юрий Бармин

Пингвины «заимствовали» инструменты и голицы

Во второй половине 90-х годов Кошелев возглавлял администрацию на острове Врангеля. Как раз в тот период полярникам прекратили поставку продуктов. Кошелеву с товарищами ничего не оставалось делать, как просить помочь капитанов судов, которые проходили мимо них и следовали в Тикси или, скажем, Певек. Они связывались с ними по рации, ведь со многими из них островитяне были хорошо знакомы. Проблема была действительно серьезная, ведь помимо лагеря полярников в поселке находились детские образовательные учреждения, в том числе школа с начальными классами и интернат. Полярники обменивали продукты питания на теплые вещи: ушанки из собачьего меха, унты и местную сувенирную продукцию.

И несколько слов об Антарктике. Если сравнивать техническое оснащение отечественных станций с западными, то, по мнению Владимира Кошелева, у нас с оборудованием все обстоит на должном уровне. Например, станции Соединенных Штатов оснащены практически точно так же, но у них более просторные помещения. А однажды Владимир Семенович посетил китайскую станцию. И она его весьма впечатлила. В лагере китайских полярников было все по последнему слову техники. Особенно Кошелева поразило здание, в котором живут и работают ученые. Оно представляло из себя собранное из модулей по современным технологиям помещение, в котором аж три этажа. «Там и лаборатория имеется и еще много чего в техническом плане. Причем, по духу они настоящие энтузиасты», — отмечает ветеран.

В трудовой деятельности отечественных полярников были и забавные случаи. При строительных или ремонтных работах, например, они клали различный строительный инвентарь как можно выше. Иначе инструменты попросту исчезали. Дело в том, что пингвинам, как весьма любопытным существам, всегда хотелось «позаимствовать» какую-нибудь попавшуюся им на глаза вещь. Эти забавные животные постоянно находились рядом, и полярники то и дело на них натыкались то тут, то там. Наибольший интерес у пингвинов вызывали голицы с перчатками. Причем, животные настолько привыкли к общению с людьми, что абсолютно их не пугались и охотно шли с человеком на контакт и заигрывали, проказничая и балуясь, как дети.

Виталий Карюков

svpressa.ru

Оценка: 2.0 / 1
1385 просмотров
Яндекс.Метрика