Правительство Канады недавно ввело против России дополнительные экономические санкции. В списке двое физлиц из числа топ-менеджеров «Калашникова» и десять лиц юридических: Инвестиционный республиканский банк (Инресбанк), Московский областной банк, ОАО «Волгограднефтемаш», АО «Ижевский механический завод», АО «Ижмаш», АО «Технопромэкспорт», АО «Технодинамика холдинг», АО «Техмаш», АО «Руселектроникс» и АО «Швабе Холдинг».
Свое решение канадцы обосновали желанием содействовать разрешению конфликта на Украине.
Министр иностранных дел Канады Стефан Дион:
"Сегодняшнее решение поддерживает обширные международные усилия, направленные на поиск дипломатического решения кризиса на Украине".
Каким образом новые странные санкции будут содействовать разрешению конфликта, главный канадский дипломат, естественно, не объяснил.
Нужно сказать, что этот враждебный жест в отношении России со стороны Канады был далеко не первым. Буквально несколько дней назад мы уже писали и об обсуждении Оттавой "списка Магнитского", и о пиар-кампании, развернутой против РФ в ведущих канадских СМИ, и о привлечении к антироссийской деятельности представителей российской несистемной оппозиции. И вот теперь — это...
Российские дипломаты уже на недружественный жест отреагировали. Москва выразила сожаление по поводу того, что новые канадские власти продолжают старый тупиковый курс, и пообещала контрмеры.
Но все же, в чем глубокий смысл дипломатических телодвижений Оттавы? Торговля с Канадой составляет доли процентов во внешней торговле России в целом. Она никогда в принципе не была сколько-либо обширной и значимой, а на протяжении нескольких лет еще и шла на спад. Поэтому никакого реального экономического эффекта санкции Оттавы не дадут вообще. Но зачем их было тогда вводить, да еще и именно сейчас?
Скорее всего, расчет был сугубо политическим.
Хотя формально Канада британский доминион, возглавляемый Елизаветой II, в реальности хозяева Страны кленового листа другие. Она находится под тотальным влиянием США, и особенно это влияние сильно в вопросах обороны, безопасности и внешней политики.
И если для России Канада — партнер, мягко говоря, малозначимый, то этого нельзя сказать о странах Западного мира. В Евроатлантическом сообществе она является видным и уважаемым членом.
Сегодня в Западном мире уже начинается разброд и шатание по российскому и украинскому вопросам. Уже, наверное, большая часть ЕС готова снять антироссийские санкции, из-за которых страдает ее экономика, при первом же удобном случае. Украина же в Европе начинает вызывать стойкое отвращение у всех, кроме своих "прибалтийских братьев" и части скандинавов. И дело тут не в политике или идеологии. Все гораздо циничнее и банальнее. С Россией выгодно торговать, а от Украины с ее неонацизмом, коррупцией, плохо работающими АЭС, нелегальными мигрантами, проститутками и нежеланием понимать намеки Европа с радостью отгородилась бы высоченным забором.
США такое положение вещей не устраивает. Вашингтону нужно, чтобы Европа единым фронтом выступила против Москвы, разорвала с Россией всякие экономические отношения и взяла к себе на содержание нежизнеспособного геополитического мутанта — то, что осталось от Украины. Цели Штатов не имеют ничего общего с альтруизмом и распространением идеалов демократии. Речь идет о банальных вещах: принуждении Европы к покупке американской продукции (в том числе — энергоносителей) и к созданию трансатлантической зоны свободной торговли в интересах Вашингтона. Однако подвергать прессингу Россию в одиночку Америке становится все сложнее. И громогласное объявление о новой волне канадских санкций пришлось Штатам как нельзя кстати.
Впрочем, канадцы действуют частично и в своих интересах. Как мы уже говорили ранее, идеи экспансии в Арктику, и в том числе на территории, которые ученые считают российскими, становятся в Канаде все более популярны. И демонизация России является частью кампании по оправданию этого процесса. Ведь одно дело, когда жертва экспансии "белая и пушистая", а другое — когда она "злая и диктаторская". Экспансию в этой ситуации можно объяснить чем-то благим, например, освобождением из-под диктатуры белых медведей.
В общем, сколько бы мы ни прилагали усилий для установления мира и сотрудничества, Запад без холодной войны жить не может. И нам не остается ничего другого, как отвечать на его поползновения на понятном ему языке силы. Иначе — съедят.
Олег Полевой