Меню
Поиск
Социальные сети
Контакты
Copyright © 2016, "ПолитАрктика" (18+)

Для чего американские бомбардировщики В-52 летают вдоль российской Арктики

АНАЛИТИКА 09.08.2016 в 16:48

31 июля – 1 августа в ходе учений Стратегического командования США американские бомбардировщики В-52 облетели арктическое побережье России.

По заявлению Стратегического командования воздушных сил НАТО, американские бомбардировщики показали "гибкость и точность возможности дальнего глобального удара", а учения Polar Roar нацелены на укрепление оперативного взаимодействия между экипажами бомбардировщиков ключевых союзников.

Два бомбардировщика В-52 совершили перелет от континентальной части США до Северного полюса, затем повернули в сторону норвежского архипелага Шпицберген и далее обогнули российские арктические территории – острова Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), острова Средний (архипелаг Северная Земля), острова Котельный (Новосибирские острова) и остров Врангель, на которых недавно появились российские военные базы.

Один В-52 с авиабазы "Барксдейл" (штат Луизиана) действовал в районе Балтийского моря в совместных с авиацией союзников по НАТО операциях по отработке перехвата стратегических бомбардировщиков условного противника (в том числе над западной частью Эстонии). Кроме того, два стратегических бомбардировщика "Стелс" В-2, вылетевших с авиабазы "Уайтмен" (штат Миссури), совершили полет над Тихим океаном и провели учебное бомбометание на прибрежном полигоне на Аляске.

Американские стратегические бомбардировщики приближались к территории России на расстояние в 70-150 км, то есть заходили в воздушное пространство над российской экономической зоной в Арктике. При этом внимание к России американцы не афишировали – официально сообщили лишь о перелете В-52 с авиабазы "Майнот" в штате Северная Дакота до Северного полюса, затем до Аляски и обратно на базу.

В ходе учений стратегические бомбардировщики провели в воздухе без посадки по 20 часов, осуществили 26 дозаправок в воздухе с использованием 15 летающих танкеров КС-135 и 10 КС-10.

Чем объясняется такое глобально-демонстративное внимание к российской Арктике?

Задачи и цели

Для дальнего глобального удара В-52 не надо подходить к территории России на 150 км, ведь рубеж пуска крылатых ракет находится как минимум за 800 км от российских границ. Вероятно, это было сближение для изучения возможностей новых военных баз в российской Арктике. Впрочем, эта причина не единственная.

Учения Polar Roar стали демонстрацией стратегии противостояния времен холодной войны, когда наши истребители МиГ-31 готовились к встрече бомбардировщиков B-52 над Северным Ледовитым океаном.

Согласно разработанному в США в середине 80-х годов ХХ века плану "Гигантское копьё", американские стратегические бомбардировщики через Северный полюс должны были подойти к нашим берегам на расстояние до 600 км и достать крылатыми ракетами цели от Мурманска до Москвы. Поэтому в качестве ответной меры наш Генеральный штаб предложил расположить передовой эшелон истребительной авиации и зенитные ракетные комплексы на Земле Франца-Иосифа. История повторяется.

Впрочем, взгляды военного руководства США на роль стратегической бомбардировочной авиации (СБА) в современной войне меняются. Сегодня, оставаясь одним из главных элементов ядерного сдерживания, "стратеги" В-52 на многое способны и в ограниченных военных конфликтах.

Основные задачи стратегической бомбардировочной авиации (СБА) таковы. Нанесение ударов по объектам в любой точке планеты (в том числе по мобильным целям). В случае боевых действий на территории третьего государства – воспрепятствование захвату противником ключевых объектов инфраструктуры (аэродромов, портов) и создание благоприятных условий для переброски и развертывания сил общего назначения. Поддержка с воздуха и ведение боевых действий в составе экспедиционных формирований.

Преимущества стратегической авиации: высокая боеготовность, возможность поражать цели в любой точке земного шара при базировании в континентальной части США, большая и многовариантная боевая нагрузка, возможность коррекции боевых задач в полете, способность действовать в любых метеоусловиях.

Цели стратегической авиации: группировки войск противника, командные пункты, средства ПВО, склады боеприпасов, объекты промышленности, энергетики и транспортные узлы. Кроме нанесения ударов по противнику, СБА решает задачи радиоэлектронной борьбы (РЭБ), воздушной разведки и постановки минных заграждений (в море).

Получив приказ на применение ядерного оружия, стратегические бомбардировщики направляются по индивидуальным маршрутам к "рубежу координации времени нанесения ядерных ударов", который применительно к России находится на удалении 800-1200 км к северу от ее границ (западное и восточное направления менее актуальны из-за большего удаления от целей). Общее время полета с авиабаз в континентальной части США до рубежей пуска по целям в России – от 6 до 15 часов.

Американское командование считает более предпочтительным нанесение ударов высокоточными ядерными боеприпасами небольшой мощности – для психологического воздействия на противника без нежелательных сопутствующих потерь и разрешения конфликтной ситуации политическим путем на выгодных для США условиях.

Стратегические бомбардировщики В-52 неоднократно совершали полеты вблизи российских границ. В июне B-52 произвели постановку морских мин в ходе учений НАТО Baltops-2016 и Saber Strike.

Дорого и сердито

Американское военное руководство рассматривает стратегическую бомбардировочную авиацию как эффективное средство решения задач в ходе ограниченных локальных и региональных вооруженных конфликтов (операций).

В ходе войны в Персидском заливе (1990-1991) действовали 70 бомбардировщиков B-52, один из которых был сбит.

"Удар в пустыне" (1996) – военная операция с целью продемонстрировать решимость защитить мятежные курдские и шиитские территории от режима Саддама Хусейна, в которой участвовали два B-52 (выпустили 13 ракет по электростанциям и узлам связи в Багдаде).

"Лиса пустыни" (1998) – серия ударов по объектам промышленности в Ираке (кроме B-52, в этой операции впервые применили стратегические бомбардировщики B-1B "Лансер").

"Союзная сила" (1999) – военная операция НАТО против Югославии, в которой впервые применили бомбардировщики B-2 "Спирит". При этом базировались они на авиабазе "Уайтмен", совершали беспосадочные перелеты из США до территории Югославии, сбрасывали высокоточные бомбы и возвращались обратно.

В ходе операции НАТО в Афганистане (с 2001 года) все воздушные удары по объектам талибов в начальный период наносили бомбардировщики стратегической авиации. Применялись высокоточные боеприпасы и самые мощные на то время неядерные авиабомбы в мире BLU-82 "Дэйзикаттер" (для уничтожения противника в подземных убежищах).

В период проведения операции "Свобода Ираку" (2003) бомбардировщики B-52 выпустили по Ираку 100 крылатых ракет.

Крепкий старик

Стратегический бомбардировщик В-52Н "Стратофортресс" разработан компанией Boeing и принят на вооружение в 1961 году. Поставки в войска завершены в конце 1962-го. Всего произведено 102 самолета.

Сегодня на вооружении находятся более 70 машин, четыре привлекаются для испытаний и НИОКР, 13 находятся на складском хранении. Средний срок эксплуатации В-52 – более 45 лет, назначенный ресурс составляет 34800 часов, средний налет на самолет 18000-19000 часов. Расчетный срок эксплуатации самолета до 2030-2044 годов.

Перевод В-52 в ядерный или неядерный статус не требует доработок либо изменений конструкции узлов подвески боеприпасов. Самолеты В-52 несут до 20 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности (как в ядерном, так и в неядерном оснащении).

Стратегические бомбардировщики максимально приспособлены к ведению боевых действий с применением обычного оружия в интересах сил общего назначения. Для расширения возможностей эти самолеты оснащают  новейшими системами высокоточного оружия, средствами наблюдения и РЭБ.

Несмотря на большую продолжительность эксплуатации, самолет сохраняет высокие летные качества, способен нести большую нагрузку и разнообразное вооружение. Основным его недостатком остаются сравнительно низкие возможности по преодолению ПВО вероятного противника. В-52 требует значительного обеспечения силами тактической авиации (подавление наземных средств ПВО, расчистка воздушного пространства). И командование ВВС США отводит В-52 приоритетную роль носителя КРВБ вне зоны активных средств ПВО либо массированных бомбардировок в зонах со слабой ПВО.

В то время как Москва приглашает мирно решать проблемы Европы, и военные наблюдатели Украины, Германии и Швеции пролетят над Россией в рамках Договора по открытому небу, европейцы тихо готовятся к войне с Россией. А подготовка США, благодаря полетам В-52, выглядит гораздо заметнее.

Александр Хроленко

ria.ru

Оценка: 4.0 / 3
358 просмотров
Яндекс.Метрика