Энергетическая война:
Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V Часть VI Часть VII Часть VIII
Думаете, я вообще решил «уйти в политику»? Вовсе нет, поскольку СНГ – это «Сургутнефтегаз». Про «политический» СНГ вспоминают все реже, а «геоэнергетический» СНГ по-прежнему живет и процветает.
Впрочем, и о нем «большие» СМИ пишут очень немного, но это не от того, что писать не о чем, а от того, что такова вот воля исполнительных органов управления компании: «Чем меньше о нас говорят, тем спокойнее нам работать». Что такое «исполнительный орган СНГ»? Открываем устав и читаем: «Единоличным исполнительным органом управления Общества является генеральный директор». Простенько и коротенько. Как там у Людовика с порядковым номером 14 было? «Государство – это я»? Дело, если и было, давнее, а Владимир Леонидович Богданов – наш с вами современник. Генеральным директором СНГ он стал в 1984 году, и с той поры этот пост не покидал и не покидает, как ВИНК СНГ не покидает город Сургут. Единственная нефтяная компания постсоветской России, центральный офис которой никогда никуда «не уезжал».
Владимир Леонидович настолько «любит» СМИ, что в 2013 году кто-то из журналистов, не выдержав, дал вот такое описание этого человека.
Источник: http://perebezhchik.ru/
Трудовой путь Богданова поразительно похож на этапы пути Вагита Алекперова, разве что названия географических пунктов другие. Родился в 1951 в селе Суерка Упоровского района Тюменской области. 1973 – закончил политех в Тюмени по специальности «горный инженер по бурению нефтяных и газовых скважин», и далее: помощник бурильщика, бурильщик, старший инженер, начальник смены, главный инженер, главный технолог, зам начальника управления, зам генерального директора. В общем, ни одного «прыжка» через ступеньку – карьера в режиме «бульдозера», буквоедское знание и понимание любой работы, необходимой нефтянику. Отличие от карьеры Алекперова только в одном: Богданов никогда не работал вне Тюменщины, никогда не испытывал желания стать «начальником союзного масштаба».
Кто-то называет его «затворником», а вот сургутцы полагают настоящим патриотом своего края. Мало что изменилось и в наши дни: Владимир Леонидович все так же любит ездить на мотоцикле по родным краям, по деревне родителей, в которой все так же проводит свои отпуска – сено помочь убрать. Про него рассказывают много небылиц, хотя сочинять их не просто: маловато материала на «приличный компромат» во всем, что касается личной жизни.
«Форбс» определяет его личное состояние в 2-3 миллиарда (сумма колеблется в зависимости от курса акций СНГ), а он – по меньшей мере до 2010 года – передвигался на работу пешком, поскольку жил в соседней девятиэтажке. Жена до выхода на пенсию трудилась инженером, приемная дочь преподает в средней школе. Ни тебе шикарных вилл в России и за границей, ни великосветских раутов, ни скандалов с длинноногими девицами, и даже на официальных приемах Богданов способен оттащить собеседника в тихий угол и «замучить» разговорами на производственные темы. Скучно, в общем – не Прохоров ни разу.
Каким образом в 1993 Богданов сумел добиться получения «удельного» княжества, мало что известно. Разве что на ум приходит волшебное слово «тюменцы»: припомните имена Алекперова, Шафраника, Путилова. В указе 1403 из трех «изначальных» ВИНК была самой маленькой и скромной – всего один НПЗ в Киришах, что под Санкт-Петербургом в Ленинградской области (да, грешен я – очень мне нравится, что Санкт-Петербург остается «столицей» именно Ленинградской области), зато место уж географически очень выгодное, впритык к европейскому рынку сбыта. Сейчас мы «с придыханием» норовим произносить слово «Санкт-Петербург», а тогда, в 1992 году, никакими нынешними ассоциациями это слово из общего ряда не выделялось. Разве что скандальной популярностью Анатолия Собчака, который демонстрировал свои личные амбиции при любом удобном и не удобном случае.
Анатолий Собчак, Фото: spb.aif.ru
В 1993 Собчак, что называется, «вышел на тропу войны» с Богдановым. В Петербурге в сентябре 1994 года внезапно возникла ПТК – Петербургская Топливная Компания, учредителями которой стали весьма уважаемые городские организации – аэропорт Пулково, Балтийское морское пароходство, комитет по управлению городского имущества Петербурга и так далее. И вот президент ПТК Анатолий Собчак провозгласил, что передача СНГ топливной базы «Ручьи» и сети городских АЗС на баланс СНГ, предусмотренная указом ЕБНа 1403 … отменяется. СНГ был обвинен во всех городских топливных кризисах, а ПТК провозглашена спасительницей, да и просто замечательной организацией. Как и кого могла «спасать» ПТК, которая закупала бензины и дизель только на НПЗ Кириши, принадлежавшей СНГ, науке не известно, но такой вот была история бандитского Петербурга.
Нет, я не оговорился – говоря об истории становления ПТК, мы оказываемся именно в нем – прославленном кинематографистами бандитском Петербурге. По сведениям газеты «Ведомости» вице-президентом и реальным совладельцем ПТК был Владимир Кумарин (Барсуков), еще двумя совладельцами – Александр Малышев и «скромный бизнесмен» Илья Трабер. Для тех, кто успел позабыть – речь о лидерах «тамбовской» группировки, «малышевцах» и об «Антикваре». Каким образом интересы этих авторитетов были переплетены с интересами питерской мэрии – история темная и запутанная, а для СНГ этот эпизод закончился расставанием и с «Ручьями», и с городскими АЗС.
Проиграл ли Богданов или это было нечто иное? В начале 90-х словечко «бартер» было весьма популярно: рубль дешевел не по дням, а по часам, предприниматели норовили рассчитываться друг с другом встречными поставками товаров и взаимными услугами. К чему отнести факт того, что в 1994-1995 в Сургуте друг за другом ушли в мир иной с десяток воров в законе? Ну, вероятнее всего, с какими-то серьезными заболеваниями и случайным стечением обстоятельств. Так вот и получилось, что вокруг СНГ в Сургуте не осталось никаких посредников-прилипал – повезло. Причем везение было настолько случайным, неожиданным, что в 1996 году, когда «Менатеп» активно искал «под себя» ВИНК, климат города Сургута показался Михал Борисычу Ходорковскому исключительно вредным.
Владимир Путин награждает Героя Труда Российской Федерации «за особые трудовые заслуги перед государством и народом» Владимира Богданова, 30 апреля 2016 года, Фото: времяроссии.рф
Богданов – редкое по чистоте явление, олицетворяющее суть лихих 90-х. С одной стороны – вырвана в частную собственность немалая и перспективная часть общенародного состояния, жесткие расправы с любыми конкурентами. С другой – уже к моменту проведения залогового аукциона 1996 года в СНГ была создана система льгот для сотрудников – их больше 30 штук. За стаж, за ночную работу, за работу на морозе, за рационализацию, за работу по выходным и в праздники, за …, за … Льготы деньгами, пенсиями, жильем, пособиями для детей, дополнительными днями к отпускам… Есть название для такого явления? Капитализм с социалистическим нутром? Социализм с капиталистическим мурлом? В общем – целая поляна для фантазий.
Фантазию частенько проявляют и журналисты крупных изданий. К примеру, несколько лет кряду Владимира Богданова называли «самым скрытым кадровым резервом» Путина, приписывая владельцу СНГ какой-то невероятно высокий уровень отношений с президентом России. Либеральная часть господ журналистов называла СНГ «тайным карманом» Путина, объявляя Владимира Владимировича «истинным владельцем» этой ВИНК. Откуда такие фантазии, на фоне которых даже выдумка «Гейдар Алиев – настоящий отец Вагита Алекперова» как-то так себе? Думаю, что причин сразу две, и обе они проистекают из особенностей характера Богданова. В мире «нефтянки» за ним прочно закрепилась кличка «Кулачок», поскольку Владимир Богданов придерживался и придерживается крайне жестких принципов. “Мы никогда и ничего не просили у государства, кроме нормальных законов, и ни просить, ни выторговывать особых условий для себя не намерены впредь” – цитата из одного крайне немногочисленных его интервью.
“У “Сургутнефтегаза” выручка от экспорта самая высокая. Потому что “Сургутнефтегаз” никогда не имел на Западе каких-нибудь подставных структур, как это делают другие, кто сами себе нефть продают. Мы никогда не использовали трансферных схем» – еще одна цитата, из интервью российскому изданию «Форбс».
И это – не самореклама, СНГ действительно аккуратно платил все налоги задолго до прихода Сердюкова, что и позволило СНГ аккумулировать остатки денежных средств на собственных счетах. Одно из следствий такого консерватизма – то, что кризис 1998 года СНГ практически «не заметила». СНГ – единственная нефтяная компания России, которая никогда не участвовала в слияниях и поглощениях, но при этом стабильно наращивала и наращивала добычу. СНГ – единственная нефтяная компания России, которая никогда не снижала уровень добычи нефти. Даже у Алекперова был спад добычи в 1993-1995, а вот у Богданова – ни разу. Никаких бешеных рывков или невероятных провалов – небольшими шагами, но только вперед и вперед. Богданову просто не стоит мешать – и все будет в порядке.
Владимир Богданов (справа), Фото: http://www.vsluh.ru/
Богданов совершенно наплевательски относится к потребностям СМИ вываливать на-горА сенсации, скандалы, расследования, он никогда не предпринимал никаких усилий для создания положительного собственного «реноме». Собственно, каким он был при «той» власти, таким и остается: резкий, бескомпромиссный, способный покрыть в три этажа подчиненных в случае каких-то «грехов» с их стороны, умеющий работать с полной самоотдачей и мало обращающий внимание на собственный внешний вид. Он ведь был не типичным «красным директором» – никакого пресловутого «блата», партийной карьеры, он прошагал все ступени лестницы, начиная с помощника бурильщика. Кто такой «помощник бурильщика» и что он делает на нефтяных приисках? Как это может повлиять на характер человека? Вот небольшой документальный ролик, снятый при +30 где-то в Америке.
Представьте себе ту же работу при сибирских -30 и вьюге – и вы лучше поймете характер и Богданова, и того же Алекперова…
Очевиднее становится и то, что Богданов именно сам прекратил собственный поход во власть: поработав депутатом ВС РСФСР от Тюменского избирательного округа после выборов 1990 года, больше Владимир Леонидович ни в одних федеральных выборах не участвовал. Ну, вот не тот у него характер, чтобы участвовать в кулуарных интригах и в борьбе негласных группировок. В конце концов, можно как угодно относиться к утверждению, что свою империю Владимир Богданов строил без политического влияния — исключительно из соображений экономической целесообразности. Самое главное, что Богданов всеми своими успехами в бизнесе продемонстрировал то, что ему чужд и абсолютно не свойствен авантюризм. Люди с таким «дефектом» редко идут в политику. У них слишком развит инстинкт самосохранения. Хотя нужно признаться, что в российской политике не хватает именно таких прагматиков. Владимир Богданов сильно напоминает, пожалуй, американских передовиков капиталистического производства XVIII-XIX веков. Особенно он похож на первого Рокфеллера и старшего Форда.
И все так же при нем три его заповеди: денег в долг не брать, средства не распылять и иметь все свое. Деньги на счетах компании (рекордная отметка – 30 млрд долларов) используются для участия в аукционах и торгах за новые месторождения, для участия в инвестиционных проектах, для активно продолжающихся в компании НИОКР по самым разным направлениям нефте- и газодобычи.
Как и в случае с Лукойлом и Вагитом Алекперовым, про Владимира Богданова можно задать вопрос, звучащий чисто риторически: мог человек с таким вот характером допустить даже намек на то, что контроль над доставшейся ему ВИНК может перейти к другим людям? Ответ, согласитесь, очевиден.
Boris Alestar
Сага о Росатоме:
Ядерный топливный цикл: Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V
Урановые подземелья: Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V
Мир вокруг "Иглы": Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V Часть VI Часть VII
ВОУ-НОУ или "Мегатонны в мегаватты: Часть I Часть II Часть №0 Часть III
Читайте также: